Ирина Лагунина: На днях в Армении должны начаться Четвёртые Панармянские спортивные игры. Заявку на участие в Играх представили около трёх тысяч спортсменов из 25 стран мира. Панармянские игры, как утверждают эксперты, преследуют цели как спортивного характера, так и политико-экономического. Попытки объединить с помощью спорта представителей армянской диаспоры предпринимались ещё в советский период, но осуществить задуманное удалось только после крушения СССР. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.
Олег Кусов: Открытие Четвёртных Панармянских спортивных игр намечено на 18 августа. По задумке организаторов, в этот день на ереванский стадион имени Вазгена Саркисяна легкоатлеты доставят факел с огнем, зажженным в античном храме Гарни. Рассказывает глава Организационного Комитета Игр министр спорта и по делам молодежи Республики Армения Армен Григорян.
Армен Григорян: Народ армянский по всему миру разбросан, диаспора у нас большая. Цель такая, чтобы соединить. Есть дети, есть люди, которые никогда не бывали в Армении. Хороший повод, по которому они приезжают, знакомятся со своей страной. У нас есть случай на первых играх, когда приехали, здесь познакомились, поженились, семьи создавались. Я думаю, не только спорт, но и в этом аспекте у нас еще идет нормальная работа диаспоры.
Олег Кусов: Состязания пройдут по десяти видам спорта, продолжает Армен Григорян.
Армян Григорян: Участвуют города, где у нас диаспоры есть, у кого есть армянские корни. Проводится по десяти видам спортивным. Игровые виды – футбол, волейбол, баскетбол, мини-футбол, теннис настольный, большой теннис, бадминтон, шахматы, легкая атлетика и плавание. По решению Всемирного армянского комитета символом Панармянских игр в этом году будет мишка. Готовимся серьезно, потому что очень большое количество спортсменов приезжает.
Олег Кусов: Говорил министр спорта и по делам молодежи Республики Армения Армен Григорян.
В играх участвуют как любители, так и полупрофессионалы, как выразился армянский спортивный журналист Ашот Акопян.
Ашот Акопян: Цель Панармянских игр – это сближение, чтобы наши армяне, которые живут за рубежом, ближе познакомились со своей родиной – это во-первых. Во-вторых, дружба между армянами всех стран. В четвертый раз проходит в Ереване, чтобы армяне приехали на родину, узнали свою историческую родину. Вначале решили, что будут играть только любители, то есть профессионалы не должны были участвовать. Но поскольку футбол, баскетбол распространенные виды спорта, поскольку приехали полупрофессионалы, которые участвуют в Америке в чемпионатах по баскетболу, фактически это выше чем у нас в Армении уровень баскетбола. Можно уже участвовать спортсменам, которые полупрофессионалы.
Олег Кусов: Панармянские игры, как и многие подобные мероприятия, в первую очередь выполняют политические задачи, считает ректор Кавказского института средств массовой информации Александр Искандарян.
Александр Искандарян: Такого рода акции, я имею в виду не только в спортивной области, а в области вообще связи с армянской диаспорой. Дело в том, что всего лишь треть всех армян мира проживают в двух армянских государствах, то есть в Армении и в Нагорном Карабахе. Две третьих армян живут в диаспоре. Диаспоры эти разные, они расположены в разных странах, они по-разному построены, они имеют разное время происхождения, разное политическое лицо. Это и духовное общение, это и финансовая помощь. Тоже об этом нужно сказать, потому что диаспора оказывала и оказывает финансовую помощь Армении. Эти инвестиции, потому что отдельно от финансовой помощи существуют армянские бизнесмены зарубежья, которые вкладывают деньги в Армению, просто бизнес, а не помощь. Это политическое взаимодействие. Те политические партии армянского зарубежья, которые существовали за границей, после того, как независимая Армения образовалась, стала свободная партийная деятельность, они пришли в Армению, одна из них сейчас даже в парламенте представлена. Все это время армянские власти старались сделать таким образом, чтобы связи Армении с диаспорой или диаспоры с Арменией были больше. Чтобы диаспора Армении ощущала историческую родину как центр свой. Чтобы люди диаспоры приезжали сюда, чтобы каким-то образом поддерживалась армянская культура за пределами Армении при помощи, предположим, учебников, которые издаются в Армении, армянских учителей, методичек, каких-то курсов для преподавателей армянских школ, колледжей и так далее зарубежья. Для этого время от времени организовываются различного рода мероприятия, музыкальные фестивали устраиваются всеармянские, приезжают армяне из разных стран мира, молодежные слеты. Это некие программы, где какие-то люди помогают что-то строить. Политический контекст этого понятен – возможность сделать так, чтобы очаги армянской диаспоры, которые существуют по всему миру, имели какую-то связь с Арменией, ощущали ее как некий центр армянства всего мира. А это имеет, конечно же, и политическую подоплеку.
Олег Кусов: Любое крупное спортивное состязание сегодня служит, прежде всего, политическим целям, тем более Панармянские игры, убеждён российский политолог Сергей Маркедонов.
Сергей Маркедонов: В чем этот политический аспект? Здесь, конечно, речь не о какой-то мифической великой Армении или панармянских империалистических устремлениях. Здесь речь идет о консолидации диаспоры прежде всего. И мы знаем, что сейчас спорт является важнейшим бизнесом. Бизнес – это тот инструмент, который позволяет диаспору консолидировать. Армянский спюрк, как армяне называют диаспору – это мощный фактор для продвижения геополитических интересов в самой республике Армения и армянского мира. Ведь существует понятие Армянская республика и армянский мир. Армянский мир, конечно, более широкое понятие, чем одна республика Армения. Именно спюрк помогает решать многие серьезные политические вопросы. Здесь можно вспомнить какие-то проекты финансовые и социальные по поводу Нагорного Карабаха. Можно вспомнить те действия, которые были направлены, в частности, на утверждение в парламентах ведущих мировых государств обвинений в адрес Турции по поводу армянского геноцида. Панармянские игры – это тоже прежде всего консолидация армянского мира, в широком смысле говоря. И еще один момент помимо бизнеса и политической консолидации – это демонстрация вот этого единства армянского мира, что чрезвычайно важно для любого народа диаспоры, для армян, в частности.
Олег Кусов: Жители советской Армении и диаспора пытались установить тесные связи ещё в середине 20 века, но в целом эти попытки оказались неудачными, утверждает ректор Кавказского института средств массовой информации Александр Искандарян.
Александр Искандарян: В советское время тоже были попытки советских властей не Армении, а Москвы, конечно же, работать с армянскими диаспорами. Это иногда получалось, иногда не очень получалось. Но во всяком случае эта традиция берет свое начало с 40 примерно годов, то есть того времени, когда после войны начались попытки тогда еще сталинского режима использовать потенциал армянской диаспоры. Был создан комитет по сотрудничеству с армянами зарубежья. И в рамках этого комитета проводились какие-то программы, встречи, поездки и так далее. Но, конечно, сотрудничество это было не очень большим, не очень развернутым, потому что была подозрительность вообще, идущая из Москвы, коммунистическая идеология, некий изоляционизм, не говоря о том, что огромная часть армянской диаспоры была антисоветской. В Армении слово «дашнаки» тогда выполняло те функции, которое во всей России выполняло слово «фашисты». То есть националисты, в официальной идеологии советского времени так это говорилось. Соответственно, после того как образовалась независимая Армения, продолжались, даже усилились, можно сказать, что родились тенденции попыток сотрудничества с диаспорой более крупном масштабе.
Олег Кусов: В соседних с Арменией странах убеждены, что идея создания так называемой «Великой Армении» по-прежнему остаётся одной из главных целей политической элиты государства. В этой связи и на Панармянские игры смотрят как на один из этапов достижений подобного результата. По мнению Александра Искандаряна, термин «Великая Армения» не имеет отношения к проблеме расширения границ.
Александр Искандарян: Термин «Великая Армения» употребляется в азербайджанском дискурсе политическом, в риторике политической, означая при этом претензии Армении нынешней на соседние земли, на восстановление какой-то мифической, существовавшей когда-то страны, которая больше, чем та территория, которую занимает сейчас Армянская республика и Нагорный Карабах. На самом деле были, конечно, в истории времена, когда различные армянские царства были больше, чем та территория, на которой сейчас расположена Армения. Были тогда в другом месте, в той части исторической Армении, которая называется западная Армения. На самом деле термин «Великая Армения» на староармянском языке, пришедший к нам из истории, и он означает примерно то же, что Великороссия, в отличие от Малороссии, Великобритания. То есть Армения состояла из нескольких частей, из великой Армении, Малой Армении. Одна из частей исторической Армении называлась Великая Армения. То есть никакого экспансионистского смысла в этом слове исторически не было.
Олег Кусов: Армянские политические круги уже не первый год поднимают вопрос о признании геноцида армян парламентами различных стран. Однако все эти проблемы не имеют отношения к Панармянским спортивным играм, убеждён Александр Искандарян.
Александр Искандарян: Тем не менее, тенденции по поводу того, что Армения историческая больше, чем Армения политическая, чем Армения нынешняя, у Армении, конечно, есть. Она не называется так «Великая Армения», ибо в армянской риторике понятно, что это слово означает просто часть исторической Армении. Но говорится в Армении много о том, что исторические земли Армении остались за пределами Армении в результате геноцида, который был совершен в начале 20 века. В частности, те земли, которые остались в нынешней Турции, в Армении принято называть Западной Арменией, такой общеупотребительный термин. Но, боюсь, что Панармянские игры к этому вряд ли имеют какое-то отношение. Потому что как раз в этих областях, которые находятся рядом с Арменией и которые входили в историческую Армению, армян нет сейчас. Те армяне, которые приезжают, они приезжают из Лос-Анджелеса, из Москвы, из Тегерана, из Дамаска, из Франции. Эти игры имеют отношение к объединению армян в разных частях мира, причем объединению духовному, но не к территориальному расширению Армении – это разные вещи.
Олег Кусов: Так считает ректор Кавказского института средств массовой информации Александр Искандарян.