Предприниматель Бранислав Костич умер в 2005-м в возрасте 80 лет. Уроженец Белградасделал состояние на медикаментах и ценных металлах. В 1975 году Костич получил британское подданство.
В 1980-х Костич стал постепенно отдаляться от семьи. Предполагается, что тогда он и составил завещание, где лишал всех родных наследства. Свой капитал в размере около десяти миллионов фунтов стерлингов он завещал партии консерваторов. Сын покойного Зоран утверждает, что партия не имеет права на эти деньги, поскольку отец в момент составления завещания был уже недееспособен.
Костич-старший неоднократно жертвовал тори еще при жизни. Как следует из текста завещания, даритель надеялся, что его деньги партия британских консерваторов, которой тогда руководила Маргарет Тэтчер, потратит на борьбу с «сатанинскими монстрами» и «темными силами» во всем мире. По утверждению сына покойного, Костич опасался быть отравленным собственными родственниками. Он также верил в то, что «сексуальные извращенцы из руководства международных фармацевтических компаний» сговорились «уничтожить свободу, демократию и непорочность».
В какой момент странности человека перестают быть безобидной чертой характера, милой эксцентричностью, и становятся душевным заболеванием? Когда можно определенно сказать, что человек уже не способен разумно распоряжаться своими финансами? Эти вопросы всплывают снова и снова, когда слушаются дела о людях с неустойчивой психикой, залезающих в огромные долги, что потом приводит к самоубийству. И о банках, продолжающих давать им крупные ссуды.
Обе стороны процесса признают, что к 1985-му году, когда Костич развелся и прекратил всякие связи со своим сыном и сестрой, он уже страдал психическим расстройством. При этом они расходятся в оценках глубины патологии и ее последствий. Представляющий в суде партию консерваторов адвокат утверждает, что психическое заболевание миллионера (защитник признал, что «иллюзии могли уносить того далеко») не мешало ему разумно распоряжаться своими средствами, и он завещал состояние потому, что «был предан Британии и восхищался Маргарет Тэтчер».
Приглашенный ответчиками в качестве эксперта психиатр Роберт Хауард заявил в суде, что завещать свои миллионы тори со стороны Костича было «рациональным и логичным» шагом, а в его расстройстве не наблюдалось динамики, как, например, это бывает в случае с шизофренией. Слушания по делу будут продолжены.