Ссылки для упрощенного доступа

«Ну не признают выборы и не признают». Карабах меняет президента


Голосование не изменит военный баланс сил, а потому значит немного, полагают эксперты. Карабахские танки на учениях
Голосование не изменит военный баланс сил, а потому значит немного, полагают эксперты. Карабахские танки на учениях

В Нагорном Карабахе завтра пройдут президентские выборы. Предполагается, что легкую победу на них одержит Бако Саакян, кандидатуру которого поддерживают даже оппозиционные партии, а также Ереван и Москва. Эксперты не предполагают, что смена лидера непризнанной республики скажется на ходе регионального урегулирования.


Победитель выборов станет третьим президентом Карабаха. Действующий лидер республики Аркадий Гукасян заканчивает свой второй срок в этой должности. Участвовать в выборах снова Гукасян не стал, несмотря на то, что в республике и вне ее были политические силы, пытавшиеся склонить его к нарушению конституции. Первым руководителем республики в 1994 году стал нынешний президент Армении Роберт Кочарян.


В выборах принимает участие пять кандидатов. Однако по всеобщему мнению реальные шансы победить имеет только один из них. Это возглавлявший раньше Службу национальной безопасности республики Бако Саакян. Его кандидатуру поддерживает правящая в Карабахе Демократическая партия, а также две главные группировки оппозиции. Возможно, более важно то, что его выдвижение, по мнению экспертов, было согласовано с Ереваном и Москвой. До распада СССР Саакян проходил службу в КГБ.


Баку не скрывает своего негативного отношения к происходящему. Представитель МИД Азербайджана Араз Ибрагимов назвал завтрашнее мероприятие «так называемыми выборами», которые не повлекут юридических последствий. Бывший советник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде подобрал для происходящего определение «напрасный труд»: «Карабахские армяне сами не верят в то, во что их вовлекает горстка сепаратистов. Нагорный Карабах - общепризнанная азербайджанская территория. Не знаю, на что они надеются. За эти 13 лет их не признала ни Армения, ни Россия. Что касается остальных, менее заинтересованных в этом деле стран, они заявляют в один голос, что они никогда не признают эту самопровозглашенную республику. Тогда зачем они тратят столько усилий? Может быть, это не такие большие усилия, 20 человек придут, кинут [бюллетени в] какие-то ящики, которые заранее будут готовы? Это не выборы, это просто чистейшей воды спекуляция, фальсификация. Как хотите, так и называйте. Как могут сепаратисты, проведя этническую чистку, проводить там выборы и на что-то при этом надеяться? Никакой законности».


Глава Союза армян России Ара Абрамян предсказуемо придерживается иной позиции. Он считает, что предвыборная кампания в Нагорном Карабахе отвечает демократическим требованиям: «То, что действующий президент Карабаха Гукасян не пошел на третий срок, уже показывает, что эта республика состоялась. Парламент, правительство - все там заботятся о том, чтобы показать всему миру: да, республика у нас непризнанная, но вся инфраструктура есть для выборов и мы будем работать дальше». Г-н Абрамян участвует в восстановлении бывшей автономной области своими капиталами; приоритеты будущего президента он излагает в такой последовательности: «Номер один - найти новые механизмы, новые пути мирного урегулирования карабахского конфликта. Второе – это социальные вопросы развития республики. Третье - показать миру, что Карабах как государство состоялся, все демократические нормы соблюдает».


С оценками о соответствии выборов международным нормам готов согласиться российский политолог Александр Караваев. При этом он оговаривается, что «этот анклав находится в ситуации военной демократии. Там находится только одна этническая группа, и какие-либо разночтения и кризисы могут носить только локальный характер, не влияя никак на их отношение к внешнему миру».


Схожие оценки разделяет этнолог Сергей Арутюнов: выборы «продемонстрируют более или менее монолитное единство народа Нагорного Карабаха. Не думаю, что там будет очень большой разнобой, борьба фракций внутри самого карабахского общества. Они покажут также, что вот так за здорово живешь отдать то, что народ Карабаха завоевал большой кровью, и пойти не только на серьезные уступки, но даже компромисс, требующий существенных изменений позиций – это ожидать не приходится».


В отличие от других горячих точек на территории постсоветского пространства представители контролирующих спорную территорию сепаратистов не участвуют в международных консультациях по урегулированию конфликта. Поэтому, по мнению главного редактора ереванской газеты «Аравот» Арама Абрамяна, выборы не окажут сколько-нибудь значительного воздействия на это процесс: «Все зависит от президентов Армении и Азербайджана. Так что на этом этапе фигура лидера Карабаха имеет второстепенное значение». По мнению Абрамяна, предстоящие выборы не окажут никакого влияния на ситуацию и в самой непризнанной республике: «В Карабахе должна быть власть. Власть избирается, назначается или наследуется. Здесь мы имеем дело с выборами, а это лучше, чем ничего. Анархия была бы куда худшим вариантом».


«Осложнить ситуацию может только изменение военного баланса, - добавляет Сергей Арутюнов. Обо всем остальном говорить - пустое дело. Ну, не признают выборы и не признают. Непризнанная Турецкая республика Северного Кипра существует 35 лет, и ничего».


XS
SM
MD
LG