Президент Белоруссии Александр Лукашенко во вторник освободил от должности председателя Комитета государственной безопасности Степана Сухоренко и его первого заместителя Василия Дементея. Эксперты связывают решение Лукашенко с обострением противоречий в руководстве страны и белорусско-польским шпионским скандалом.
Новым председателем КГБ стал генерал-майор Юрий Жадобин, возглавлявший до этого Службу безопасности президента. Официальные источники подчёркивают, что Александр Лукашенко поручил новому руководству комитета в кратчайшие сроки внести предложения о кадровом укреплении КГБ.
Можно ли связывать неожиданную отставку Сухоренко с последним шпионским скандалом? Два дня назад белорусский КГБ заявил о разоблачении пяти резидентов польской разведки, которые якобы интересовались белорусско-российской системой противовоздушной обороны. Бывший военный контрразведчик, подполковник в отставке Сергей Анисько считает, что Сухоренко давно был осуждён в клановой борьбе белорусского руководства: «Дело в том, что вот этот шпионский скандал, связанные с разоблачением резидентуры, я считаю, это был последний козырь в руках Сухоренко. Ведь это разоблачение прошло совсем не так, как это было показано по белорусскому телевидению и написали в официальных СМИ. После этого разоблачения прошел месяц или полтора. И вдруг озвучили только сейчас. Почему? Да, Сухоренко понял, что его карьере на посту председателя КГБ приходят последние деньки. И он попытался это использовать. Но, увы, это уже его не спасало. Тем более после скандальной ситуации, которая произошла на днях в Могилёве, связанная с незаконным задержанием председателя Комитета Госконтроля Ломатя».
Большинство обозревателей также склонны объяснять отставку Сухаренко именно борьбой кланов в белорусском руководстве. Бывший политзаключённый, один из лидеров оппозиции Николай Статкевич, отбывший свой срок на «химии» за организацию массовых митингов и демонстраций, считает, что профессионализм белорусских «органов» за последние годы сильно изменился в худшую сторону: «Теперь опасности ожидают от Москвы. Видимо, тех, кто имеет с ней контакты - таких людей и убирают. И тут даже “польские шпионы” не помогают. Сухоренко не блистал интеллектом. И вообще органы за последнее время изменились не в лучшую сторону. Свидетельствую как человек, против которого работали. Теперь всё по-дубовому там: что-нибудь подкинуть, драку спровоцировать, наркотики, детей посадить. Такой вот уровень».
Действительно, стоит вспомнить, что во время президентских выборов уже бывший председатель КГБ Степан Сухоренко приобрёл в некоторой степени комическую известность, когда заявил, что оппозиционеры готовили взрывы, а также собирались отравить городской водопровод в Минске, подбрасывая туда дохлых крыс. В то же время именно Сухоренко стал инициатором поправок в уголовный кодекс, в соответствии с которыми оппозиционеров начали сажать за принадлежность к незарегистрированной организации. Именно Сухоренко заявлял, что тем, кто в день президентских выборов выйдет протестовать, угрожает смертная казнь.
Возможно, сейчас, когда Александр Лукашенко выпустил несколько политзаключённых и стремиться наладить отношения с Западом, такие люди как Сухоренко ему больше не нужны.