Ссылки для упрощенного доступа

Умер Дмитрий Александрович Пригов


Дмитрий Александрович Пригов
Дмитрий Александрович Пригов

В ночь с 15 на 16 июля в кардиологическом отделении 23-й московской (Яузской) больницы на 67-м году жизни скончался поэт, прозаик, художник и акционист, один из основателей российского концептуализма Дмитрий Александрович Пригов.


7 июля Пригов был госпитализирован в Москве с обширным инфарктом, перенес три операции.


Дмитрий Пригов родился в 1940 году. Окончил Строгановское высшее художественно-промышленное училище как скульптор, начал писать стихи во второй половине 1950-х годов. Публиковался за рубежом с 1975 года, в России с 1989 г. Участник множества выставок, опубликовал более десятка книг стихов, три книги прозы и эссеистики. Его произведения издавались за границей — в газете «Русская мысль», альманахе «Каталог», журнале «А-Я». С начала 1970-х годов Пригов был одним из художников московского культурного андеграунда, автором графических работ, инсталляций и перформансов.



«Умолк один из самых здравых голосов»


О Дмитрии Александровиче Пригове говорит научный сотрудник теоретического отдела Государственной Третьяковской Галереи, обозреватель отдела культуры газеты «КоммерсантЪ-Daily» Екатерина Деготь: «Я считаю, что это огромная потеря и для русской литературы, и для русской общественной жизни. В литературе он, конечно, занимает место, которое еще по достоинству не оценено. Оно среди самых-самых крупных русских поэтов, которые говорили о самых главных вещах — о жизни, о смерти, не о чувствах, а о чем-то гораздо более существенном. И вот Дмитрий Александрович Пригов был всегда среди них. Что касается русской общественной жизни, то, конечно, умолк один из самых здравых голосов, которые в нашей общественной жизни еще остались. Без него будет значительно труднее многие вещи понять и оценить».


— А что конкретно для вас осталось после него, именно по вашим личным впечатлениям, ощущениям?
— Для меня лично это был очень большой друг. Это для меня очень большая личная потеря человека, который тебя очень хорошо понимал, и одного из самых приятных, умных и интереснейших собеседников, которые в принципе в моей жизни были. Поэтому, конечно, это пробел, который уже никогда не будет заполнен.


«Время Пригова»


О Дмитрии Александровиче Пригове говорит один из основателей Московской концептуальной школы, художник Виктор Пивоваров: «Стихотворение оборвано на полуслове, я имею в виду жизнь Дмитрия Александровича Пригова. Его сила и выразительность от этой незаконченности приобретают, может быть, особую пронзительную остроту, ту остроту, которую всегда искал Дмитрий Александрович. Я попробую сослаться на слова Виктории Валентиновны Мочаловой, сказанные ею еще лет десять тому назад. Она сказала, что наши годы по прошествии какого-то времени будут называть "временем Пригова".


Дмитрий Александрович был бесконечно талантлив, гениален в своей одаренности и как поэт, и как прозаик, и как художник. Наследие его огромно. Каждый раз, когда мы встречались, я задавал ему всегда один и тот же традиционный вопрос: "Сколько на сегодняшний день стихотворений?" Последний раз, когда мы виделись, он сказал — 36 тысяч. В русской культуре это вещь совершенно уникальная, и для мировой культуры это тоже вещь очень редкая. Мне кажется, что для широкой культурной общественности значение творчества Пригова часто деформировано. Его воспринимали, как шута. Мне кажется, что невозможно думать в таких категориях, например, как обычно пишется "наша культура понесла тяжелую утрату". Я думаю, что наша культура, в лице Пригова, получила огромный дар».


И даже эта птица козодой
Что доит коз на утренней заре
Не знает, почему так на заре
Так смертельно, смертельно пахнет резедой


И даже эта птица воробей
Что бьет воров на утренней заре
Не знает отчего так на заре
Так опасность чувствуется слабей


И даже эта травка зверобой
Что бьет зверей на утренней заре
Не знает, отчего так на заре
Так нету больше силы властвовать собой


— Д. А. Пригов


XS
SM
MD
LG