В предыдущих выпусках «Прессинга» мы неоднократно отмечали блестящие успехи организаторов Игр-2008. Речь шла о досрочном вводе в строй почти за год до начала Олимпийских игр всех спортивных сооружений. Только по официальным данным китайских властей в 2002–2007 годах «олимпийские» инвестиции составят 18 млрд. долларов. По неофициальным же оценкам эта сумма более чем в два раза выше – 39 млрд. Только на строительство новых веток метро и других объектов транспортной инфраструктуры будет потрачено 8 млрд., строительство городов – спутников обойдется еще в 5 млрд. В 2007 году городские власти намерены разбить 30 новых парков, и еще 30 – до начала Игр. На фоне этих цифр бледнеют даже казавшиеся нам еще неделю назад фантастическими 12 «сочинских» миллиардов.
Однако не все так гладко складывается у устроителей пекинских Игр. Мы отмечали некоторое время назад сложности, связанные с недостаточной квалификацией персонала, в частности, переводчиков. Но еще более серьезная проблема возникла в связи с гиперактивностью международных неправительственных правозащитных организаций. Они предъявляют китайским властям целый букет вопросов, начиная от отношения к Далай-ламе до роли КНР в событиях в суданской провинции Дарфур. Некоторые из наиболее рьяных критиков приклеили играм ярлык «Олимпиада геноцида».
Следует заметить, что китайские власти всегда отличались чрезвычайным хладнокровием по отношению к такого рода упрекам. Не могут себе позволить этой привилегии крупнейшие мировые корпорации – спонсоры Олимпиады, такие как Adidas , Coca-Cola , General Electric , Kodak , McDonald ’s и Samsung . Им нельзя игнорировать беспокойство общественных организаций. Но, с другой стороны, они опасаются подвергнуть критике Пекин, ибо это способно привести к потере самого многообещающего рынка в мире. Китайские же власти отказываются пойти на осуждение действий своих суданских партнеров в Дарфуре, опасаясь испортить отношения с основным поставщиком нефти для национальной экономики.
Чтобы избежать неприятностей, большинство спонсоров строят работу по трем направлениям. Во-первых, они подчеркивают международный характер Олимпиады, что делает, на их взгляд, неуместным обсуждение на этой площадке политических вопросов. Во-вторых, компании обращают внимание на другие свои благотворительные программы, отказываясь при этом сообщать, как намерены реагировать на призывы правозащитных организаций. И в-третьих, крупнейшие компании мира подчеркивают свою глубокую озабоченность проблемой защиты прав человека в «широком смысле», избегая при этом любых упоминаний о Китае.
Еще меньше беспокоят призывы неправительственных организаций российских бизнесменов, которые решили использовать грандиозные возможности, предоставляемые бездонным китайским рынком. Так, российская компания «Транс-Нафта», подписала с китайскими партнерами договор, согласно которому в Пекине будет создан Российский культурно-этнический центр. Указание о создании центра китайской стороне поступило с самого верха партийного руководства КНР. Любопытно, что центр будет построен на 10 га бывшей территории колхоза имени... Советско-китайской дружбы.