Для Франсуа Фийона обращение к парламенту стало двойным испытанием: во-первых, требовалось убедить парламентариев в необходимости предлагаемых им жестких социально-экономических реформ; во – вторых, необходимо было показать, что глава правительства является не просто представителем президента, а государственным деятелем с независимой точкой зрения. Последний резон вполне объясним: Фийон так близок с Николя Саркози, что многие во Франции задаются вопросом, в чем вообще отныне состоит роль главы правительства. Левая оппозиция называет Фийона марионеткой в руках президента, чьи полномочия возросли в ущерб другим ветвям власти.
Фийон справился с первой частью задачи и добился одобрения своей программы реформ. Утверждение же себя как самодостаточного политика удалось ему гораздо менее. Как поясняет политолог радио France Info Мари-Ив Малуин, «Фийон остается в тени Саркози, им не было высказано ни единого самостоятельного суждения. Он не только не оспорил ничего из сказанного ранее Саркози, но даже и не дополнил ни один из президентских тезисов. Фийон был даже менее точен чем президент в том, что касается сроков реализации намеченных реформ. Премьер лишь обрисовал общеполитические линии, которые уже всем известны. Так что предложенная программа - это не программа Фийона, а программа Саркози. С другой стороны, учитывая то, что среди проектов реформ есть предложение об усилении роли президента в политической жизни страны, такая непривычная для нас расстановка сил вполне закономерна».
Большая часть речи была посвящена внутренней политике Франции: Фийон призвал покончить с социальной моделью, которая «больше не работает», и прекратить во всем полагаться на государство, чьи средства ограничены. Немало было сказано и о международной и европейской политике, которую Франция собирается проводить под руководством Саркози. Международный обозреватель Мирей Лемарескье оценивает эту часть выступления премьера так: «Через 10 дней после брюссельского саммита [ ЕС] Фийон напомнил о роли Франции в достижении Евросоюзом консенсуса. По словам премьера, Саркози также укрепил франко-германскую дружбу и сблизил Францию с Восточной Европой. Что касается дальнейших перспектив еврореформ, то Фийон пообещал, что новый конституционный договор будет ратифицирован французским парламентом в 2008. В этом году Париж заступит на пост председателя ЕС ; приоритетами е го председательства , по словам Фийона, станут проблемы охраны окружающей среды, определение европейской идентичности и окончательных границ ЕС. Это означает, что Париж будет сильно препятствовать вступлению Турции в Евросоюз. Наконец, глава кабинета министров высказался за более активное вмешательство страны в международные конфликты, проведение ЕС единой оборонной стратегии, укрепление традиционного союза с США и доверительных отношений с Россией».