Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин.
Виктор Нехезин: В секторе Газа освобожден корреспондент ВВС Алан Джонстон, похищенный почти четыре месяца назад. Минувшей ночью он был передан представителем группировки ХАМАС, затем переправлен на территорию Израиля. Экс-премьер автономии, член руководства ХАМАС Исмаил Хании на совместной с Джонстоном пресс-конференции заявил, что никакого выкупа за журналиста не выплачивали, а первоначально за его свободу боевики группировки "Армия Ислама" требовали освободить из британских тюрем заключенных-мусульман. Участие в программе принимает мой коллега Кирилл Кобрин, которого я попрошу напомнить предысторию нынешней ситуации. Каков политический аспект событий, в центре которых оказался Алан Джонстон?
Кирилл Кобрин: Я напомню, что 17 марта был похищен Алан Джонстон. Несколько недель было совершенно не ясно, кто его похитил, никаких заявлений и требований высказано не было. Затем стало ясно, что это так называемая "Армия Ислама", малоизвестная группировка, которую, как утверждают палестинские источники и британские источники, создал очень известный в секторе Газа клан Дугмуш, это семья, проживающая в секторе Газа, палестинская. Затем появились уже первые требования, как вы сказали, и было требование освободить находящихся в британских тюрьмах мусульман, были и другие требования.
Надо сказать, что случай с похищением Алана Джонстона вызвал огромный общественный резонанс, и связан он был с двумя вещами. Во-первых - ВВС, британская радиовещательная корпорация, на которую работал Джонстон, действительно, сделала все для того, чтобы факт похищения и требования с его освобождением стали фактом международной жизни, и масса всевозможных было мероприятий организовано. В частности, я вспомню знаменитую религиозную службу в лондонской церкви Святого Мартина в полях, в которой принимали участие представители христиан, мусульман и иудеев.
После некоторого количества такого рода акций (была международная акция по сбору подписей с требованием освободить Алана Джонстона) и палестинские власти, и, судя по всему, боевики, которые похитили Джонстона, поняли, что эта ситуация просто так не решится, последовало сразу несколько в течение нескольких недель записей, где Джонстон был показан. Последняя, самая шокирующая запись была показана 24 июня. Напомню, на нем был одет так называемый взрывающийся пояс, и он говорил о том, что его жизни очень серьезно угрожают. Это первое обстоятельство. Действительно, драматическая история.
Сейчас журналист освобожден, и задаются уже другие вопросы. Дело в том, что сама по себе ситуация с освещением событий на палестинских территориях телерадиокомпанией ВВС всегда вызывало вопросы. В частности, в британском обществе ВВС довольно часто обвиняли в том, что в палестино-израильском конфликте они, скорее, держат сторону палестинцев. И вот журналист, который работал несколько лет в секторе Газа и говорил, что он очень любит палестинский народ и что он действительно считает, что палестинцы очень дружественно к нему настроены, был похищен именно палестинской группировкой. Правда, Джонстон сейчас сказал, что он по-прежнему считает, что к нему относились очень хорошо. Похищение он назвал "аберрацией". Но это уже судить не нам и не ему.
Виктор Нехезин: Вот эта совместная пресс-конференция с Исмаилом Хании не напомнила ли вам подобные же кадры официальной съемки при освобождении британских моряков властями Ирана?
Кирилл Кобрин: Вы знаете, сразу бросается в глаза вот это сходство, это отмечают очень многие... сейчас первые отклики на это событие появились в международной прессе, электронной прежде всего. Должен сказать, что группировка ХАМАС, которая контролирует сектор Газа, извлекла максимальную рекламную пользу для себя из этой ситуации с похищением и особенно освобождением Алана Джонстона. Дело в том, что, напомню, Джонстон был похищен тогда, когда формально у власти было коалиционное правительство, туда входили и ФАТХовцы, и представители ХАМАСа, и, в общем-то, силы, которые контролировались группировкой ФАТХ, отчасти отвечали за безопасность в секторе Газа. Теперь ситуация совершенно иная, и руководители ХАМАС, в частности, Хании, говорят, что, вот, смотрите, когда ФАТХ был в секторе Газа, похитили Джонстона, а теперь, когда мы контролируем ситуацию, ситуация совершенно иная - Джонстон освобожден.