В Москве в Центральном доме художника открылась персональная выставка одного из самых эпатажных современных российских художников Олега Кулика. Самое большое по величине экспозиционное пространство российской столицы полностью отдано под этот проект.
Все затемненное выставочное пространство, не только стены, но даже пол ЦДХ, завернуты в серый полиэтилен. В этих шуршащих залах произведениям Кулика (а он — приверженец больших форм) вольготно. Созданию экспозиции художник уделяет не меньше внимания, чем своим вещам. Автор поясняет: «Мы находимся как бы в такой утробе, но здесь все пронизано метафорами, аллюзиями, которые имеют отношение и к высоким устремлениям, и к низким, и к скрытым, и к явным, и к подсознательным. И выражаемы они не только в том, что вы видите глазами, но и то, что вы чувствуете, то, что вы слышите».
А слышит посетитель выставки немало странных звуков — утробных вздохов, к примеру, там, где гигантский стеклянный бык осеменяет корову, внутри которой — целый микрокосм, состоящий из грунта, циркулирующей внутри скульптуры настоящей воды и произрастающих там живых растений.
Почти весь третий этаж отдан проектам, прославившим Олега Кулика более всего. В 1990-е годы он, полностью обнаженный, в ошейнике и на цепи не раз изображал собаку. Впрочем, сам исполнитель этого брутального перформанса слово «изображал» никогда не употребляет. Он говорит — «как я был собакой». За что, заметим, поплатился заключением в цюрихскую тюрьму.
Все эти события зафиксированы на видео, и узкий отсек, плотно заставленный проволочными звериными клетками, внутри которых — по монитору, встречает нас лаем и воем. Этим занятиям художник отдается со всей страстью. Впрочем, скалится и лакает из миски он не менее убедительно. К собакам, равно как и к другому зверью, которого немало в работах Кулика, он относится с нежностью, а человеку пытается напомнить, что тот — тоже часть живой природы.
«Меня интересуют разные формы проявления жизни и любовь — это очень важная тема, которую мы как-то всегда не поднимаем, как-то всегда обходим. И, находясь в залах ЦДХ, вы находитесь на территории любви, но, которая выражается в образе художественном, которая формулируется, как жизненный процесс, который ты документируешь, наблюдаешь, фиксируешь», — говорит Олег Кулик.
Кому-то изобразительный язык Кулика может показаться слишком жестким, порой натуралистичным даже, однако, немало и тех, кто с восторгом принимает его находки.