Белорусские аналитики считают, что Александр Лукашенко, отказавшийся поддержать кандидатуру Александра Вешнякова на пост исполнительного секретаря СНГ, припомнил ему регулярные публичные замечания о недемократичности и непрозрачности белорусских выборов. Белорусский президент, по мнению наблюдателей, был не готов согласиться с тем, что во главе исполкома Содружества встанет человек с независимой позицией.
В июне 2007 года истекает срок полномочий нынешнего главы исполкома СНГ Владимира Рушайло. По предложению Кремля на эту должность был выдвинут Александр Вешняков, кандидатуру которого планировалось утвердить на саммите СНГ в Санкт-Петербурге 10 июня. По регламенту одобрение новой кандидатуры должно является результатом согласия всех лидеров стран Содружества. Однако белорусский президент Алескандр Лукашенко наложил вето на это решение.
По мнению аналитиков, Лукашенко припомнил Вешнякову его регулярные публичные замечания о недемократичности и непрозрачности белорусских выборов. Например, в декабре 2002 года Вешняков выразил «огорчение» в связи с отказом Минска подписать Конвенцию о стандартах демократических выборов в странах СНГ.
Очевидно, однако, что Лукашенко не только отомстил самому Вишнякову, но и спутал все карты Кремлю, который нашел экс-главе Центризбиркома едва ли не единственную должность, где его богатый опыт в сфере выборов может быть применен без проблем для внутриполитической стабильности в России. Кремлю очень не хотелось бы, чтобы Вешянков присоединился к публичной политике.
Политолог Александр Федута считает, что для Лукашенко неприятие кандидатуры Александра Вешнякова - это, прежде всего, попытка самозащиты: «Президент Белоруссии понял, что независимый от него руководитель исполкома СНГ - это враг, это человек, который будет проводить независимую до определённой степени, альтернативную политическую линию. Это Лукашенко совершенно не удовлетворяет. Его удовлетворял Яров в качестве председателя исполкома, то есть человек, который просто получает дополнительную пенсию. А Вишняков в должности председателя ЦИК позволял себе иной раз довольно резкие оценки белорусской избирательной модели, которую проводили его белорусские коллеги. И то, что Лукашенко начал возражать - это не просто демонстрация наличия собственной позиции и собственных интересов, это ещё и попытка самозащиты по отношению к потенциальному мощному, опытному и влиятельному оппоненту, который мог оказаться во главе такой структуры, как исполком СНГ».
Руководитель пресс-службы белорусского президента Павел Легкий не комментирует сообщения о происшедшем на саммите СНГ. «Все происходило за закрытыми дверями. Президенты общались без присутствия пресс-секретарей и журналистов. Я думаю, что с нашей стороны не будет никаких комментариев», - заявил руководитель пресс-службы.