Ссылки для упрощенного доступа

Программа Прессинг 03.06.2007


Сборная России – легкая победа дома перед трудным матчем на выезде. Взгляд Валентина Ивакина


Валерий Винокуров: Программу мы начнем не традиционно. Дело в том, что суббота стала в Европе очередным большим футбольным днем. В программе был 21 отборочный матч к первенству континента, финал которого пройдет будущим летом в Австрии и Швейцарии. Сборная России в Санкт-Петербурге уверенно выиграла у команды Андорры 4:0. Три гола забил Александр Кержаков, а затем отличился заменивший его Дмитрий Сычев. Две другие команды, претендующие на выход из этой группы – сборные Израиля и Хорватии - также одержали победы. Израильтяне выиграли в Македонии со счетом 2:1, а Хорваты - в Таллинне у команды Эстонии 1:0. Сборной Эстонии по-прежнему не удается забить ни одного мяча в нынешнем первенстве. Естественно, российских болельщиков не так волновал матч с командой Андорры, с командой, действительно слабой, как предстоящий матч с Хорватией. И вот об этом наш корреспондент Игорь Швейцер побеседовал с заслуженным мастером спорта, заслуженным тренером России Валентином Ивакиным.


Валентин Ивакин: Что говорит о своей команде Билич? Он вводит тактическую схему игры команды, уже наигрывает четыре, четыре, два, и второй вариант у него в запасе - четыре, три, три. Он хочет играть в атакующий футбол. Тем более, эта игра предстоит дома. Второе – то, что у него раньше не было выбора игроков. Если кто-то один из игроков выпадает, то ему уже трудно замену подобрать. Сегодня у него подобрался коллектив, где-то 18 человек, среди которых он безболезненно любого игрока может заменить, поставить в основной состав и от этого игра не ухудшится, а будет или такой же или, даже, улучшится. И третье – он считает, что коллектив сейчас очень дружный, сплоченный, что они заряжены одной целью. Игра должна быть и комбинационной, и должна проходить в обоюдоострых атаках. Потому что и Хиддинг и Билич это тренеры, которые хотят играть в комбинационный и атакующий футбол. Поэтому игра должна быть у нас интересной.


Игорь Швейцер: В составах обеих команд есть игроки, которые хорошо знают друг друга, ибо некоторые играли вместе с одной команде. Это Олич из сборной команды и братья Березуцкие, Игнашевич, Плетикос. Как вы считаете, как скажется наличие игроков, знающих друг друга хорошо?


Валентин Ивакин: Это добавит желания играть, азарта, доказательства каждого игрока, который выйдет на поле. Мы сегодня не знаем, кого выпустит Хиддинг, и не уверены, кого Билич выпустит. Но то, что выйдут игроки, которые играют в России, и они будут доказывать, что они лучшие и в Хорватии, а наши будут доказывать, что и мы хороши без иностранцев, это, я думаю, придаст больше азарта, хорошей направленности, боевого духа и настроения сыграть в полную силу.


Игорь Швейцер: Как вы думаете, кто больший специалист по кому: Ивица Олич по братьям Березуцким или они по нему?


Валентин Ивакин: И Олич знает игру Березуцких, и, я думаю, братья Березуцкие и Игнашевич не просто знают, потому что тренер рассказал на установке, как он играет, а потому, что они воочию видели, как он открывается, как обрабатывает мяч, какие предложения у него, может ли он в пас играть, что от него ждать. Поэтому для наших защитников не должно быть сюрприза, что такое Олич в Хорватии.


Игорь Швейцер: Еще очень интересен ваш взгляд на вратарскую позицию. В сборной Хорватии стоит Стипе Плетикос, а он сейчас в чемпионате действует не лучшим образом.


Валентин Ивакин: Я думаю, он будет посерьезнее. Он у нас начинал играть, он первые две-три игры провел очень внимательно, собранно, без ошибок. И, вдруг, такие две игры. Он, наверное, не до конца был мобилизован. А против России он будет настраиваться, выкладываться, доказывать, будет внимательнее всю игру. Я в этом не сомневаюсь.


Игорь Швейцер: Вратарские позиции в среду не будут ключевыми в определении сильнейшей команды?


Валентин Ивакин: Нет, могут быть, могут быть ключевыми. Я надеюсь и на Молофеева. Те игры, которые он провел, он провел на хорошем уровне, думаю, что наша линия защиты, ему доверяет на сто процентов, надеется на него, он доказал свою состоятельность играть за сборную и защита должна быть в нем уверена. А главное - если защитники уверены в его игре, а он подсказывает защитникам и с ними в хорошем контакте, все будет нормально.


Игорь Швейцер: Из ваших слов, если резюмировать, я понял, что вы считаете соперников примерно равными. Так ли это?


Валентин Ивакин: Я считаю их равными. Если нам не выиграть, то ничья на этом этапе нас бы, я думаю, устроила. Дальнейшие игры покажут, поскольку подходят и молодые игроки, и состав сыгрывается, уверенность у сборной появляется. Но нельзя проигрывать. Это - главное. Нельзя проигрывать.



Как примирить УЕФА с самыми сильными клубами?


Дмитрий Морозов: В субботней программе «Час прессы. Спорт», участником которой был Роберт Воскеричян, один из слушателей задал вопрос о том, что происходит в организации G-14 сильнейших европейских клубов, и наш экономический эксперт пообещал об этом подробно рассказать в рубрике «Экономика большого спорта». Вам слово, профессор.


Роберт Воскеричян: Помимо того, что для нас, безусловно, важны звонки, просьбы и вопросы слушателей, сама эта тема чрезвычайно актуализировалась в последние две недели. И связано это с процессами в УЕФА, ибо УЕФА и G-14 это организации, которые невозможно разделить. Это, с одной стороны, антагонисты, а с другой стороны, организации, которые уже друг без друга трудно себе представить. Так вот, и в УЕФА происходили некоторые события, касающиеся G-14, и в самой G-14. Поэтому здесь имеет смысл, оттолкнувшись от просьбы слушателя, отследить эту чрезвычайно актуальную сегодня тему.


Начнем с УЕФА. УЕФА, как известно, уже пол года находится под началом чрезвычайно амбициозного, молодого, яркого, как говорят французы, «умеющего носить костюм», месье Платини. Надо сказать, что великий в прошлом игрок оказался более чем средним функционером.


Дмитрий Морозов: Это пока, по прошествии всего полугода.


Роберт Воскеричян: И, в общем-то, прошедшие полгода говорят о том, что, по большому счету, у него, как у нас в России принято говорить, за душой не было ничего, с точки зрения багажа. Да, прекрасные были у него идеалы, прекрасные призывы – свобода, равенство, братство, я пришел дать вам все, что вы просите - и на этой волне он избрался. Да, были у него довольно экстравагантные предложения по поводу того, чтобы сломать идеально работающий механизм Лиги чемпионов. К счастью, либо он сам одумался, либо ему советники разъяснили, что это сделать не то что нельзя, а невозможно. Соответственно, когда нет возможности сделать что-либо конкретное, ощутимое и зримое, начинаются громкие заявления. Примерно неделю назад господин Платини обратился с открытым письмом. Этот жанр открытого письма довольно подзабытый и довольно странный для функционера такого уровня, для организации такого уровня и для игры такого уровня, как футбол. Ну, ладно, допустим, это новая струя, французский креатив в УЕФА.


Дмитрий Морозов: А ведь организацию G-14 возглавляет его соотечественник.


Роберт Воскеричян: Довольно пространное письмо, блестящий галльский стиль, а суть примерно такая же, как в известном мультфильме о коте Леопольде: «Ребята, давайте жить дружно». Что предлагает Платини этим магнатам? Давайте, вливайтесь в дружную футбольную семью. Вообще, я обратил внимание, что это калька с советских лозунгов, тезисов ЦК КПСС к 1 мая: вливайтесь в дружную семью европейского футбола, отзывайте иски. G-14 известна тем, что она довольно жестко судится и с УЕФА, и с ФИФА, причем, не просто сутяжническом занимается, а судится по принципиальным вопросам. Потому что клубы оплачивают страховки, выкупают трансфертные листы за бешеные деньги (речь идет иногда о десятках миллионов евро), а потом футболист вызывается в сборную, получает травму, не играет, клуб терпит убытки, а Федерации, международная и европейская, вроде как, и не причем.


Дмитрий Морозов: Компенсаций никаких нет.


Роберт Воскеричян: Да. И если прежний президент УЕФА, Леннарт Юханссон, по крайней мере на словах был готов рассмотреть вопросы о компенсациях, и, кстати, Блаттер в ФИФА тоже, то Платини решил действовать таким вот революционным способом: отзывайте иски, и вливайтесь в дружную семью. То есть, дайте все, что у вас есть, и мы вас примем в нашу семью. Хотя вопрос стоит, по-моему, по-другому, что сами эти клубы хотят уйти из этой семьи. Но об этом попозже. Я могу и ошибаться, я не беру на себя роль верховного судьи. Это такой трезвый, непристрастный анализ. Тем более, что господин Платини всегда вызывал у меня уважение и как игрок, и как человек демократических взглядов. Но я говорю о его деловых качествах, и демократические взгляды, и некое игроцкое прошлое, как говорится, к делу не пришьешь. Сегодня надо доказывать, здесь и сейчас, свою состоятельность на посту президента УЕФА. Пока этого не происходит.


Возможно, накапливаются силы. Возможно, через год мы увидим другого Платини. Та программа благополучно забыта, с которой он пришел. Некоторые вещи выполняются. В частности, поддержка федераций стран восточной Европы. Но, в общем и целом, ничего нового нет и непонятно, зачем меняли. Вопрос сейчас стоит так: а зачем меняли, что было плохого в правлении Юханссона? Собственно, это тоже не последнюю роль сыграло в том, что Платини обратился с таким душераздирающим письмом к G-14.


На этом об УЕФА достаточно, потому что больше сказать практически нечего. Механизм настолько идеально отлажен предшественниками, что даже если Платини будет стараться его разрушить, он не сможет этого сделать.


Дмитрий Морозов: Последний розыгрыш Лиги чемпионов подтвердил это. Это колоссальные прибыли.


Роберт Воскеричян: Там вообще ничего не нужно делать, там нужно только не мешать – не ломать, не ставить ничего такого, что могло бы испортить оптимально налаженный механизм. А заявления, в общем-то, никакого особого вреда не приносят. Но они возникли тоже не просто так, а в связи с тем, что G-14 опять почувствовала свою силу, а сила G-14 в двух тайниках кроется. Один источник этой силы – колоссальные финансовые ресурсы.


На днях был опубликован статистический материал о том, что оборот европейского футбольного бизнеса, имеется с виду совокупный оборот крупнейших чемпионатов, так называемой, «первой пятерки» – английский чемпионат, испанский, итальянский, немецкий и французский - превысил 12 миллиардов евро. Речь идет о чемпионатах. Лига чемпионов - еще прибавьте более 2-х миллиардов евро. Колоссальные обороты!


Вот откуда сила у этих клубов. Это не просто какие-то злоумышленники, которые вознамерились злокозненным образом развалить европейскую футбольную семью. Нет, здесь речь идет о деньгах. Это первый источник силы. Я слежу внимательно за научно-исследовательским процессом в области футбольной индустрии. Если еще года три-четыре назад большинство экспертов склонялось к тому, что футбольный бизнес большое похож на лотерею, нежели на сам бизнес, и, в общем-то, приводились весьма серьезные доводы по поводу английской Премьер лиги, что не более четверти команд могут свести дебит с кредитом. А если там двадцать команд, то четверть - это пять команд. Понятно, какие. Из этих пяти команд, две - тоже понятно, какие, дают прибыль.


Дмитрий Морозов: «Манчестер» и «Челси»?


Роберт Воскеричян: Даже не «Челси». «Челси» дает пока только убытки, что и вызвало волну разговоров по поводу Абрамовича, его охлаждения к «Челси».


Дмитрий Морозов: «Арсенал»?


Роберт Воскеричян: Конечно. Это потрясающая машина для зарабатывания денег. Возможно, еще «Ливерпуль».


Дмитрий Морозов: С покупкой новыми хозяевами.


Роберт Воскеричян: Да, но это было три года назад. А сегодня даже захудалый, заштатный «Ньюкасл», и не потому, что это прекрасная команда, прекрасный стадион, великолепная история, один Алан Ширер чего стоит, легенда «Ньюкасла».


Дмитрий Морозов: Профессиональный, скажем так.


Роберт Воскеричян: Заштатный - в смысле достижений. Достижений-то практически никаких нет. Он в состоянии менять дорогих тренеров, покупать игроков, достраивать… Уже в третий раз будут достраивать стадион - 53 тысячи мест им мало. О чем это говорит? О том, что все эти тезисы пятилетней давности требуют обновления и пересмотра в сторону превращения, по крайней мере, пока речь идет об английском футболе, в стопроцентный бизнес. Практически любой клуб сейчас выстави из Премьер лиги английской на продажу, и 4-5 претендентов будет: и арабские фонды, и американские фонды…


Все хотят купить английские клубы. Если раньше это было модным поветрием, то сегодня это давно не так. Из некоего развлечения тамошних олигархов это превращается в самостоятельную, самодостаточную и достаточно прибыльную сферу предпринимательства. Соответственно люди, которые стоят во главе клуба, способного генерировать такие прибыли, пытаются установить другие порядки, которые их больше устраивают, нежели те, что сегодня.


Это первый источник силы: деньги, обороты и прибыльность. Второй источник силы это то, что Европарламент уже в двух чтениях рассмотрел законопроект, который, если будет принят, взорвет ситуацию изнутри. Это законопроект о том, что футбол будет приравнен, с точки зрения ведения бизнеса, к любому другому виду предпринимательской деятельности, не важно, к чему: к легкой промышленности, к машиностроительной продукции, к чему угодно. Это тема для отдельного разговора.


Но суть в том, что в таком случае никакие установления ФИФА и УЕФА не будут действовать на хозяев этих клубов. Они могут просто отделиться, перестать играть национальные чемпионаты, организовать свою европейскую Суперлигу, так как Европейский Союз уже практически квази-государство, и тогда - все, прощай оружие. В национальных чемпионатах будут играть аутсайдеры. Что касается клубов из стран не входящих в Евросоюз, таких, как Украина, Россия и некоторые другие, то вообще никаких перспектив не остается.


Это довольно серьезный довод. Тем более, когда деньги соединяются с политическим интересом. А это, в общем-то, неспроста в Европарламенте обсуждается, ибо они хотят, и это нормально для евробюрократии, привести все под единый знаменатель в соответствии с европейскими законами. Почему, собственно говоря, с их точки зрения, футбол не должен жить по тем законам, которые Европейский Парламент установил для всех остальных отраслей экономики? Так вот сегодня смычка произошла. Если Ленин мечтал о смычке между городом и деревней, то здесь произошла смычка между крупным футбольным капиталом и политической элитой Европы.


Поэтому ситуация, как я изволил выразиться в субботней программе «Час прессы», напоминает август 14-го года, где этим коллективным Гаврилой Принципом могут стать депутаты Европарламента. Там все уже готово. Закон прошел обкатку, первое, второе чтение. Все, как положено. Видимо, есть политическая сдерживающая сила, которая пока не дает его принять. Как только на самом верху примут решение, а я уверен, что это решение будет принято, тогда начнется самое интересное, и к этому надо быть готовым. Но это тема для отельной беседы.


А что касается G -14, то у них сейчас более выгодная игровая позиция, нежели у УЕФА. Потому что деньги, в любом случае, остаются при них, а тенденция такова, что Европейский Союз, видимо, будет все дальше и дальше обособляться от остальной Европы, как в экономическом плане, так и во всех остальных.


Дмитрий Морозов: От восточной Европы, прежде всего.


Роберт Воскеричян: От восточной, южной Европы. Болгары с румынами могут на что-то рассчитывать, и то у них ситуация как в известном анекдоте.


- Я имею право?


- Да. На то-то и то-то.


- А на это?


- Да.


- А могу?


- Нет, не можете.


То есть они имеют право играть, но не могут, потому что у них таких денег. А у киевского «Динамо» или ЦСКА и возможностей нет, и прав не будет. Единственное, что может пролить бальзам на страждущие души российских и прочих восточно-европейских болельщиков, которых эта перспектива должна пугать, что новый президент G-14, которая уже объединяет не 14, а 18 клубов, Жан Мишель Оля, о котором мы неоднократно рассказывали, предложил сначала до 32-х команд расширить G-14, за счет восточно-европейских стран, а потом и до 40-а.


Возможно, учитывая вес восточно-европейских стран, особенно таких, как Россия, Казахстан, Украина, которые быстро развиваются и, соответственно, растет и рекламный рынок, и возможность зарабатывать там деньги, они не хотят это упускать. Вот на это можно рассчитывать. А на какого-то доброго дядю, который будет призывать всех к братству, равенству и отказу от своих интересов, на это рассчитывать точно нельзя.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG