Заключительный день работы саммита «большой восьмерки» в курортном местечке Хайлигендамм в Германии посвящен Африке. Неправительственные организации, представленные здесь, в пресс-центре встречи, были все это время не менее активны, чем экологи. Организация под названием «Всемирная акция против бедности» провела свою пресс-конференцию, на которой призвала лидеров выполнять взятые на себя два года назад на саммите в шотландском местечке Глениглс обязательства и удвоить помощь африканскому континенту.
«Врачи без границ» (штаб-квартира организации находится в Париже приехали в Германию с лозунгом: «У вас есть лекарства? А у миллионов их нет». Врачи говорят о том, что каждый день они сталкиваются с больными инфекционными заболеваниями - туберкулезом и СПИДом - и понимают, что средства лечения этих болезней для многих людей просто недоступны.
Проблема состоит в том, что после саммита в Глениглсе лишь Соединенные Штаты и Великобритания на самом деле увеличили помощь Африке. В целом же объем этой помощи не только не возрос двое, он сократился. А ведь лидеры «восьмерки» обещали два года назад, что к 2010 году помощь достигнет 25 миллиардов долларов ежегодно.
Но тема Африки будет обсуждаться на пленарном заседании группы лишь после полудня по московскому времени. Пока же по-прежнему доминирует дискуссия о результатах двусторонних переговоров между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем. Президент США не скрывал, что разговор в первую очередь шел о системе противоракетной обороны, которую Соединенные Штаты планируют создавать в Европе: «Мы решили провести стратегический диалог, в котором будут задействованы представители государственного департамента, военных структур. Это будет серьезная стратегическая дискуссия. Это очень серьезный вопрос, и надо удостовериться в том, что каждая сторона понимает позицию другой стороны полностью».
Ответ Владимира Путина о том, что «есть понимание общих угроз, но есть расхождения, расхождения в том, какими путями, какими средствами мы можем преодолеть или предотвратить эти угрозы», сопровождался предложением вместо новых радаров ПРО «использовать арендуемую нами в Азербайджане радиолокационную станцию Габала».
Путин также попытался представить аргументы, почему идея использовать азербайджанскую РЛС выгодна для всех: «Мы можем это делать в автоматическом режиме и в этом случае вся система, которую можно будет создать, будет закрывать не только часть Европы, а всю Европу, это полностью будет исключать возможное падение частей ракет на европейские страны, потому что все они будут падать в море или в океан».
Российский президент объяснил, что будет, если США откажутся от идеи размещения элементов ПРО в Европе: «Это снимет необходимость или, точнее, это позволит нам не менять нашу позицию о ненацеливании своих ракет, а наоборот, создаст условия для совместной работы. Но эта работа должна быть многоплановой, с подключением заинтересованных стран в Европе. Мы договорились с Джорджем о том, что наши специалисты приступят к этой работе как можно быстрее». Многие наблюдатели воспринимают слова Владимира Путина как ультиматум.
Накануне президент Франции Николя Саркози сделал несколько заявлений на тему взаимоотношений с Россией, затронув довольно болезненные для Москвы пункты. В то же время, подводя итоги встречи с Путиным, Саркози сказал, что разговор прошел в спокойном ключе и что он «уверен, что мир не прошел весь этот путь для того, чтобы вернуться к холодной войне, мне кажется, что глубоко в душе и господин Путин этого не хочет».
Тему России можно назвать второй темой саммита, с Владимиром Путиным отдельно встречаются все лидеры в течение этих дней. Сегодня около пяти часов по московскому времени должна состояться встреча российского президента и британского премьера. Ожидается, что она будет, может быть, более жесткой, чем встреча Владимира Путина с Николя Саркози прежде всего потому, что Тони Блэр накануне открытия саммита в Хайлигендамме выступил с довольно жесткими заявлениями в адрес России.