Спикер Совета Федерации России Сергей Миронов отказался от лоббирования идеи продлить полномочия президента России Владимира Путина. Интервью Миронова газете «Ведомости», где политик рассуждает о том, что соответствующие изменения в Конституцию могут быть внесены в следующем электоральном цикле, некоторые эксперты расценили как свидетельство того, что «преемник» в Кремле уже выбран. Готовится к выбору и непарламентская оппозиция. После объявления о намерении выдвинуть свою кандидатуру на пост президента страны правозащитника Владимира Буковского общее число потенциальных кандидатов достигло трех. О начале президентской кампании в России Радио Свобода рассказал заместитель директора московского Центра политических технологий Алексей Макаркин:
- Заявление Миронова может быть связано с тем, что создалась двойственная ситуация. С одной стороны, когда Миронов выдвинул эту идею, он подчеркивал, что речь идет о принципиальном подходе к проблеме третьего срока, чтобы когда-то в перспективе принять это решение. Однако общественное мнение, в том числе элитное, в первую очередь элитное, наверное, очень четко увязало это инициативу с проблемой 2008 с возможностью третьего срока уже для теперешнего президента, возможностью изменения в связи с этим Конституции, так как иначе невозможно реализовать [эту возможность]. Весьма активную поддержку его инициативы в регионах расценили именно, как знак Кремля, что уже теперешний президент в 2008 году будет снова баллотироваться.
- А чего добивается сам Сергей Миронов? В первом приближении кажется, что он просто хочет понравиться Кремлю и тем, у кого, действительно, власть. Чтобы сохраниться вверху российской политики, чтобы эта новообразованная партия как-то не провалилась, он просто пробует разные способы того, как бы понравиться еще больше.
- Действительно, наверное, он хотел бы очень понравиться Кремлю, тем более что «Справедливая Россия» изначально была ориентирована на Кремль, и формировалась при участии Кремля. Это электорально выгодно: большинство россиян хотят стабильности, хотят преемственности, и хотели бы переизбрания ныне действующего президента. Они не совсем понимают, почему Конституция запрещает - человек-то хороший, а почему бы его снова не переизбрать. Есть еще одна причина: в очень сложном положении здесь оказался главный конкурент Миронова, партия «Единая Россия». Они всячески подчеркивают, что они партия президента и его программы, что именно они претворяют в жизнь те начертания, которые в президентских посланиях содержатся - но в региональных собраниях «Единая Россия» оказалась в очень сложном положении: они были вынуждены как-то отстраняться от этой инициативы [по третьему сроку], как-то отказываться ее поддерживать. В общем, «Справедливая Россия» получила возможность говорить, что именно они - партия президента, ведь они хотят, чтобы он правил и в дальнейшем. Вопрос о том, когда это будет - в 2008 году, не в 2008 году - он был уже здесь вторичен.
- Некоторые ваши коллеги уже прокомментировали это заявление Миронова в том плане, что якобы Кремль неожиданно вдруг определился с тем, кто будет на самом деле «преемником» Путина. Вы согласны с такой интерпретацией его заявления или нет?
- В Кремле есть разные мнения. С одной стороны, «преемничество», как решение проблемы 2008 года. С другой стороны, все-таки попробовать поменять Конституцию, [узаконить] третий срок. Тем более что технически менять Конституцию возможно месяца за два. Наверное, разница была именно в этих подходах принципиально, а фамилия «преемника», наверное, будет оглашена через какое-то время. Вряд ли президент будет оглашать его уже сейчас. Он же не хочет стать «хромой уткой».
- Продолжается перегруппировка сил и в стане российской оппозиции, внепарламентской оппозиции. Известны имена уже трех политиков, общественных деятелей, которые намереваются баллотироваться на пост президента России, - это Виктор Геращенко, Михаил Касьянов и Владимир Буковский (о чем стало известно вчера). Как вы оцениваете эту ситуацию по формированию списка кандидатов?
- Все кандидаты от радикальной оппозиции на сегодняшний момент имеют примерно одинаковые шансы - то есть шансы у них примерно одинаково отсутствуют. Главная проблема - отсутствие какой-то сильной фигуры, которая была бы способна их объединить. Коллизии всегда есть, но если бы появилась сильная фигура, которая имела бы уже изначально серьезный рейтинг - наверное, вокруг этого человека объединились бы все. Чисто прагматически объединились бы. А здесь у кого один процент, у кого вообще ничего нет. Что касается Буковского, то это вообще историческая фигура. Современные россияне очень слабое представление имеют об этом человеке. Кто это вообще такой? Я думаю, что им будет очень проблематично договориться. Но с точки зрения рациональной, конечно, надо договариваться.
- На что они могут надеяться? Получить какого-то перебежчика из Кремля недовольного?
- Да нет. Я думаю, что они не надеются сейчас на это. Я думаю, что они внутренне все-таки надеются на усиление противоречий в Кремле. На то, что там будет хаотизация фамилий «преемника», кто им будет, какой будет расклад, кто выиграет, кто проиграет. В условиях, когда оппозиция крайне слаба, у нее отсутствуют выходы, единственный шанс - это внутривластный конфликт. В таком случае у них появляется какая-то игра.