Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Вачнадзе: «Шуберт под землёй»


Сын моего соседа, семнадцатилетний юноша, когда я в разговоре с ним упомянул имя Моцарта, совершенно серьезно переспросил: "Этот тот, которого зовут Шопен?" Его друг сказал, что ни разу в жизни не был в опере. И добавил с усмешкой: "Уверен, если пойду, потом долго будут кошмары сниться".

Мощная экспансия масс-культуры в сферу музыки то и дело оборачивается анекдотичными ситуациями. Приезд с концертами в Тбилиси известного американского пианиста, профессора Индианского университета Александра (Лексо) Торадзе со своим классом был проанонсирован популярным грузинским телеканалом "Рустави-2" как "гастроли Торадзе с его бендом" (именно так – через "е"). Автор сюжета одним махом соединил воедино классику, джаз и название американского университетского города, где живут приехавшие музыканты – Саут-Бенд.

Ни на одном из тбилисских телеканалов нет передачи, посвященной классической музыке – подобно российским электронным масс-медиа, они крутят без конца современные песни-однодневки. В печатной прессе практически исчезла журналистская профессия "музыкальный критик".

Между тем, еще в начале прошлого века едва ли не в каждом номере издававшихся в Тифлисе газет печатались рецензии на концерты классической музыки. Как-то мне попалась в библиотеке глубокая, с достаточной долей критики, статья в "Кавказских ведомостях" 1911 года о концерте в тифлисском казённом театре самого Сергея Рахманинова.

Прекрасным образцом современных газетных музыкальных критиков могут служить Джозеф Горовиц или ныне, увы, покойный Джон Ардойн из Соединенных Штатов.

Но и в Америке случаются ситуации не менее анекдотичные, чем у нас. Журналисты столичной газеты "Вашингтон Пост" не так давно поставили эксперимент. На одной из подземных станций вашингтонского метро в утренний час пик самый, пожалуй, известный современный американский скрипач Джошуа Белл в течение сорока трёх минут играл произведения Баха, Шуберта, Массне и Крейслера. Учитывая, что минимальная цена билета на концерт этого музыканта – 100 долларов, организаторы эксперимента, предполагая ажиотаж среди пассажиров, предусмотрели в случае необходимости даже вызов наряда полиции для сохранения порядка. Результаты опыта оказались обескураживающими: из 1097 человек, прошедших рано утром мимо знаменитого скрипача, его узнала лишь одна женщина, а собранный в футляре скрипки Страдивари гонорар составил всего 32 доллара 17 центов.

А ведь Вашингтон считается одним из самых филармонических городов в США. Мало того, что американцы не узнали своего знаменитого земляка, не подивились бархатному глиссандо, блестящему стаккато и вообще виртуозной технике игры – судя по всему, их не заинтересовала сама музыка. Понятно, что ситуация была бы другой, если бы в подземном переходе появился, скажем, рэппер Эминем.

"Из экономического и финансового кризисов всегда есть выход, антропологический кризис означает катастрофу", – предупреждал Мераб Мамардашвили.
XS
SM
MD
LG