Ссылки для упрощенного доступа

Самара: Марш несогласных шел сквозь строй


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Самаре Олег Кусов.



Андрей Шарый: В Самаре сегодня, несмотря на противодействие властей, прошел и завершился, к счастью, без силового вмешательства милиции Марш несогласных. Как сообщил специальный корреспондент Радио Свобода, в акции приняли участие около 150 человек. Впрочем, есть разные оценки - от 50 до 500. Многие не смогли приехать в Самару. Лидеры "Другой России" сегодня были задержаны в аэропорту "Шереметьево". Других арестовывали или задерживали прямо в Самаре. Кто-то испугался и не пришел. Много было журналистов, значительно больше, чем самих участников демонстрации. Но еще больше было милиции. Об этом говорил и специальный корреспондент Радио Свобода Олег Кусов. Я записал беседу с ним за несколько минут до первого выхода в эфир этой программы. Олег находится в аэропорту Самары, собирается домой, в Москву.



Олег Кусов: Марша большого не получилось. Но главный итог заключался в том, что оппозиционеры Самары увидели, насколько власть боится оппозиции, насколько власть не готова к подобным мероприятиям, власть не готова спорить со своими оппонентами и прибегает к тактике запугивания. Собрались около 150 человек, по моим подсчетам, и еще пришли некоторые сочувствующие. И очень много было сотрудников правоохранительных органов. Многие из них были в штатской одежде. Как мне рассказывали многие мои коллеги в Самаре, они среди этих людей узнавали сотрудников ФСБ и МВД. Меры, которые были предприняты милицией… очень наглядно все это было сделано, эти шеренги милиционеров, которые стояли по всей улице Осипенко, от центра до набережной Волги. Марш буквально шел сквозь строй. На соседних улицах в домах, во дворах, я сам видели, множество автобусов с сотрудниками милиции, весь центр буквально был окружен. Машины с водой - неизвестно, зачем они там стояли, но поскольку рядом с ними были сотрудники милиции, то организаторы марша предположили, что все это могло быть применено и против них.



Андрей Шарый: Олег, вы, насколько я понимаю, шли прямо в толпе этих оппозиционеров. Что это за люди?



Олег Кусов: Основная масса демонстрантов - это были, как я понял, сторонники Эдуарда Лимонова. Также в марше приняли участие сторонники Гарри Каспарова, Объединенного гражданского фронта. Были и представители интеллигенции, той самой первой волны демократического движения, которая была по всей стране, в том числе и в Самаре в 90-х годах. Представители местной власти дали понять, что в колонне будут идти одни люмпены и скинхеды. Я таких не видел. Были, действительно, молодые люди, которые очень трудно справляются со своими эмоциями. Много было сказано в адрес ФСБ очень нелицеприятного. Конечно, радикализма было много среди молодежи.



Андрей Шарый: А что в городе вообще говорят о марше? Понимают люди, что там у них происходило в центре города, почему закрыты магазины, почему нельзя было выпить чашку кофе сегодня в центре Самары?



Олег Кусов: На мой взгляд, власти сделали все для того, чтобы жители Самары обратили пристальное внимание на это мероприятие. Если бы не были предприняты подобные меры, если бы не были закрыты все магазины, газетные киоски, учреждения, торговые рынки в центре города… они закрывались буквально на глазах... Власти все сделали для того, чтобы привлечь внимание жителей города. Они в беседах со мной отвечали, что "мы действительно не согласны с этой властью, в том числе потому, что она так себя повела в этот момент". Если бы она дала возможность оппозиционерам пройти тихо, то я думаю, что Марш несогласных остался бы незамеченным.



Андрей Шарый: А вам понятно, почему в таком случае, если люди так недовольны этой властью, они не присоединяются к этим акциям оппозиции? Почему всего пара сотен человек вышла на этот марш в результате?



Олег Кусов: Конечно, это можно объяснить какой-то всеобщей апатией, которая охватывает российское общество. Все, с кем я говорил в Самаре, жалуются на коррупцию, на социальные условия жизни. Но люди охвачены какой-то апатией. Одна из главных причин такого равнодушия - это отсутствие ярких самарских лидеров оппозиции.



Андрей Шарый: Местные власти, которые как-то все-таки пытаются хорошую мину при плохой игре сохранять, они там ведут какую-то работу с журналистами, якобы раздавали специальные такие значки, кажется, желтого цвета журналистам для того, чтобы их милиция не путала с радикальными оппозиционерами. Вам такой попался значок или нет?



Олег Кусов: Я видел такие значки на представителях местных средств массовой информации и на некоторых иностранных журналистах. Как мне объяснили, это те журналисты, которые работают на саммите Евросоюз-Россия. Поскольку журналистов было очень много, то, я думаю, что и без этой бирочки власти просто бы не отважились на радикальные поступки и не стали бы применять какие-то свои спецсредства.



Андрей Шарый: Заметили ли вы кого-то из представителей центрального московского телевидения? Были там какие-то телекоманды среди журналистов, или не видели никого?



Олег Кусов: Были только представители РЕН ТВ, которые работают именно в Самарской области. Как я понял, это корпункт. Остальные средства массовой информации из Москвы... Не было ни "Первого канала", ни НТВ, ни канала "Россия". А в основном я видел только западных журналистов.


XS
SM
MD
LG