Россия, Греция и Болгария подписали сегодня в Афинах межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода «Бургас-Александруполис». В церемонии подписания приняли участие президент России Владимир Путин, премьер-министры Греции Константинос Караманлис и глава правительства Болгарии Сергей Станишев. От России свою подпись под соглашением поставил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Однако пока парламенты трех стран не ратифицируют это соглашение, нефтепровод строить не начнут.
Власти Греции и Болгарии еще накануне заявили, что новая нефтяная труба позволит им попасть на энергетическую карту мира и стать основным связующим звеном между Востоком и Западом. Для России это еще один путь транспортировки нефти в Европу и США – только в обход Белоруссии. Как заявляют в Кремле, «проект будет способствовать повышению энергетической безопасности Европы и сокращению экологических рисков, с которыми сопряжена возрастающая нагрузка на традиционные пути транспортировки углеводородов в регионе», - цитирует «Интерфакс».
По оценкам экспертов, из 100 миллионов тонн нефти, поступающих в западные страны через Белоруссию, на новое направление может быть перекинута почти половина. Кроме того, сооружение нефтепровода «Бургас-Александруполис» позволит существенно разгрузить неудобный с транспортной точки зрения Босфорский пролив, через который до сих пор шли танкеры с российской нефтью, следовавшие в этом направлении.
Строительство нефтепровода протяженностью в 285 километров оценивается в 900 миллионов долларов. Его пропускная способность на первом этапе – 35 миллионов тонн сырой нефти в год. Далее мощность будет увеличена до 50 миллионов тонн. Предполагается, что российская нефть будет поступать на танкерах в болгарский порт Бургас, а затем по нефтепроводу – до греческого Александруполиса, откуда будет далее доставляться на зарубежные рынки.
Собственником новой инфраструктуры будет «Трубопроводный консорциум «Бургас-Александруполис», в котором российским компаниям «Роснефть», «Газпромнефть» и «Транснефть» принадлежит 51%, остальные 49% делятся поровну между Болгарией и Грецией. Именно это обстоятельство, с которым теперь согласились партнеры России, и было причиной разногласий, не позволявших начать строительство 14 лет.
Болгария оспаривала не суть проекта, а размер своей доли в трехстороннем соглашении. Она утверждала, что раз более половины длины будущего нефтепровода приходится на болгарский отрезок, это не может соответствовать доле собственности из 24,5%. Многие эксперты считали, что в любом случае Болгария не должна допускать контрольное участие российских компаний в собственности на нефтепровод, рассказал РС экономический обозреватель и главный редактор болгарского радио «Инфо» Ясен Бояджиев:
«Этот проект разделил болгарское общество на абсолютное "за" и абсолютное "против". Причина тому – отсутствие прозрачности в ходе переговоров. Наше правительство не объяснило, почему оно вдруг согласилось на российское предложение и перестало отстаивать требования о повышении болгарской доли собственности на нефтепровод. Я лично это расцениваю как решение, которое идет навстречу российским интересам. А российские интересы в данном случае – это иметь собственность на ту инфраструктуру, по которой она будет экспортировать свои энергетические ресурсы».
Технический и финансовый проект будущего нефтепровода все еще не готовы. Предполагается, что строительство займет как минимум полтора года. Новый нефтепровод позволит России вывозить нефть к терминалам Средиземного моря, минуя Босфор и Дарданеллы, рассказал РС старший аналитик по нефти и газу компании FIM Securities Дуглас Рольфс:
«В данный момент вся нефть, которая экспортируется из российских портов на Черном море, проходит через Босфор, и это намного удлиняет перевозку нефти. Особенно зимой, когда турки жестко ограничивают количество нефти, когда танкеры не могут проходить через Босфор. В данный момент российские экспортеры вынуждены ждать со своими танкерами до 27 дней, чтобы проходить через Босфор, и они платят огромные деньги за аренду танкеров. Поскольку этот трубопровод обходит Босфор, это даст возможность российским экспортерам доставлять свою нефть напрямую в Средиземное море».