Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.
Марк Крутов: Мэр Юрий Лужков намерен построить в столице подземный город. Московское правительство рассмотрело «Концепцию освоения подземного пространства города и основного направления подземной урбанизации». Говоря проще, власти недовольны тем, что на сегодняшний день эффективно используется только 10% московских подземелий. Российские диггеры обеспокоены планами чиновников строить торговые центры и многофункциональные комплексы под землей и считают, что это может привести к печальным последствиям.
Мумин Шакиров: В Москве практически не осталось свободных территории для застройки. Чем ближе к центру, тем больше зданий и сооружений. Не вооруженным глазом видно, как постепенно исчезают дворы, сужается пространство между домами. Оставшиеся свободные площадки чаще всего занимают гаражи-ракушки, как бы с ними не боролись столичные власти и открытые стоянки для автомобилей. Поэтому в ближайшие годы строители, инвесторы и чиновники намерены углубиться под землю. Такова целевая программа освоения подземного пространства города на 2008 - 2010 годы. Городские власти планируют разместить под улицами, площадями и зданиями не только торговые центры, магазины и другие многофункциональные сооружения, но и разгрузить дворы. Речь идет о том, чтобы опустить под землю по примеру некоторых европейских городов, трансформаторные будки, мусорные баки, и, конечно же, легковые автомобили.
К примеру, мэр Москвы уже объявил, что реконструкции подлежат Триумфальная и Пушкинская площади. Больше всего недовольны строительными работами жители центра города, так как они полагают, что под них копают, дабы выселить их на окраины столицы или - еще хуже - за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги. Идею подземной застройки не поддерживают и эксперты по геотехногенным проблемам городов. По мнению, лидера движения «Диггеры России за права граждан» Вадима Михайлова геологическая среда в Москве не готова к структурным изменениям.
Вадим Михайлов: Высокая концентрация людей, как я считаю, зданий, сооружений, самой инфраструктуры, промышленных объектов порождает огромную нагрузку на ту геологическую среду, о которой мы сейчас говорим, вызывая ее изменение и преобразование. Чтобы бороться с такими отрицательными последствиями развивающихся процессов, ни в коем случае нельзя внедряться глубоко в сложную геологическую среду Москвы, в ее межхолмие, в ее насыпные грунты. Наиболее распространенным видом воздействия являются статические нагрузки на толщу пород от веса зданий и сооружений. А мы еще более увеличивает вес зданий и сооружений, не думая совсем о тех породах, которые залегают вокруг этих сооружений. Мы только пятно этих сооружений укрепляем более-менее, и то еще - более или менее. А о том, что находится на глубине метрополитен, что вокруг сложнейшая инфраструктура водостоков, канализации, газа, энергетических коллекторов и так далее, это все попадает в нестабильность (мы это видим по последним провалам на Ленинградском проспекте, на Большой Дмитровке, в других местах города, и провалы растут постоянно), это уже о чем-то говорит, эта динамика роста провалов. И, к сожалению, она для нас, дли диггеров, экспоненциальна. Нас вывели из-под земли, и мы, как законопослушные граждане, послушались указа городской думы и туда не спускаемся, и туда сразу лезет лже-диггер, прикрываясь нашим именем. Но я еще раз говорю, они сделали это очень зря, потому что независимой экспертизы, так нужной для народа, так нужной для москвичей сейчас, в Москве нет, а она необходима.
Мумин Шакиров: Вадим Михайлов также выразил свои сомнения и по поводу грандиозной реконструкции Пушкинской площади и строительства под ней автомобильной развязки и размещения магазинов, торговых киосков, ресторанов и кафе.
Вадим Михайлов: Ну, во-первых, не выявлена бомба около тонны весом, о которой нам рассказывают старые москвичи, это в старых документах проходило, которая упала и не взорвалась именно в районе Пушкинской площади. Найдена она не была. Несмотря на то, что котлованировали этот район, ее так и не нашли. Предполагается, что, возможно, она и не упала. Но если допустить даже маленькую возможность, что она там, это тоже один из факторов опасности строительства там, это раз. Второе, сформирован объект "Пушкинская площадь", сформирован георельеф местности. Менять его в исторической ипостаси - это значит изменить облик Москвы окончательно. Там очень много исторических объектов, которые бы стоило восстанавливать, как лицо города. Вот доказательство: на Старопименовском переулке несколько лет назад при строительстве огромного "Мариотт-отеля" вскрылись могилы древни вратников, первых москвичей Москвы. На вскрытые могилы древних вратников провели подрядчики "Мосводоканала" канализацию. Это любовь к отеческим гробам, это археологи, которые должны были тщательно раскопать историческую деревню Москвы. Вот вам пожалуйста. То же самое будет с Пушкинской. Это с исторической точки зрения. С другой стороны, Пушкинская всегда была нестабильна. Сформировалась ее стабильность за счет самой территории Пушкинской площади, за счет крепости этой территории, за счет ее площадности, за счет меньших нагрузок потоков, так как они более-менее правильно на Пушкинской распределяются, пересекаясь между собой. И беспокоить эту грунты достаточно опасно. Там несколько сооружений метрополитена, там серьезная линия развязок, там даже бункер есть при метро определенный, там многочисленное количество шахт, а нужно будет рыть новые для этих туннелей. И я боюсь, что территория, которая будет этим внедрением так или иначе обеспокоена, она, конечно, изменит гидрогеологию, и Пушкинская станет более подтопленной, и появится угроза для прилегающих строений.
Мумин Шакиров: Нельзя не сказать о том, что одна из главных причин, из-за чего городские власти решили в первую очередь реконструировать Пушкинскую площадь, это борьба с автомобильными пробками и улучшение экологического климата в самом центре столицы. Строительные работы начнутся в самое ближайшее время.