5 марта имя американского спортивного фотографа Расса Адамса (Russ Adams) было внесено в Международный теннисный зал славы в Ньюпорте (The International Tennis Hall of Fame). Адамс — первый журналист, удостоившийся такой чести.
Расcу Адамсу 76 лет, он сотрудничает с фотоагентством «Ридинг». За 50 лет карьеры фотографа сделал более полутора миллионов теннисных снимков. Его фотографии 250 раз помещались на обложках самых престижных журналов. В теннисном мире Адамс известен тем, что вместе с Профессиональной теннисной ассоциацией (Association of Tennis Professionals) разработал свод этических норм для фотожурналистов, работающих на теннисных турнирах. Он обладатель многочисленных профессиональных наград, номинировался на Пулитцеровскую премию (The Pulitzer Prize).
В ньюпортском Зале теннисной славы висит 200 портретов знаменитостей. Среди них — 57-мь женщин, 18-ть — левшей, три пары братьев, но только один фотограф. Расс Адамс удостоился этой чести за то, что он сделал для тенниса — остановил его лучшие мгновения и дал нам в них вглядеться.
Теннис по определению — спорт звезд. Всегда на миру, теннисист не может надвинуть забрало или спрятаться за спины товарищей по команде. Постоянно проецируя свою индивидуальность на благодарных зрителей, он заставляет себя любить или ненавидеть. Теннис — это парад эмоций, претворенных в движение. Тем дороже — и реже — счастливый снимок, умеющий объединить динамику порыва со статикой фотографии в уникальный портрет великого спортсмена. Расу Адамсу удавалось это чаще других — его снимки были на 250 журнальных обложках.
Маэстро теннисной фотографии, он начал снимать еще в 1954, но только в 1960-е сумел — первым! — пробраться на корт. С тех пор Адамс его редко покидает. Присмотритесь и вы наверняка увидите в неприметном углу телеэкране полного человека с седыми усами. Он терпеливо сторожит ту долю секунды, в которой раскрывается и судьба поединка, и характер победителя.
Я думаю, что именно Адамсу принадлежит лучший снимок Шараповой. Сетка отсекает голову от фигуры, как душу от тела. Дерзкая композиция, фиксирующая внимание на взгляде спортсменки, вскрывает интеллектуальную природу тенниса, который не зря сравнивают с шахматами. Зато Андре Агасси, распластавшийся на снимке Адамса, как птица или летучая мышь, оторвался не только от земли, но и от человеческого рода.
Проведя полвека по ту стороны камеры, Расс Адамс накопил опыта на три рецепта. Во-первых, учит он коллег, нужно предвидеть движение, а не ждать его, во-вторых, не забывать о тенях, выдающих секреты спортивной грации, но главное — подойти как можно ближе к тому, что любишь.
Пожалуй, эти советы годятся не только фотографу.