Правозащитная конференция в Грозном должна была состояться в январе нынешнего года. Но затем власти Чечни перенесли её на 1 марта. Сообщили об этом только на днях. Как утверждают сами правозащитники, мало кто из них собирался ехать в Грозный в январе, тем более не намерены делать это и в начале марта. Формально инициатором правозащитной конференции является уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев , но власти не скрывают, что за мероприятием стоит Рамзан Кадыров. Возможно поэтому чеченские власти уверены, что конференция состоится в любом случае.
В правозащитной конференции, которая начнется 1 марта в Грозном, примут участие более 70 человек. Это будут представители российских и зарубежных правозащитных и неправительственных организаций. Как уверяют организаторы, среди участников будет Комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммерберг. Как сообщил уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев, господин Хаммерберг уже дал свое согласие приехать в Чечню. Приглашения разосланы также всем правозащитным организациям как российским, так и зарубежным, отметил Нурди Нухажиев.
Конференция продлится два дня. В ней примут участие представители руководства и силовых структур Чечни, председатели обеих палат парламента, председатель Верховного Совета, прокурор республики и ряд республиканских министров. Кроме того, предполагается участие уполномоченных по правам человека в регионах ЮФО, председателя Совета при президенте Российской Федерации по содействию развития института гражданского общества и прав человека. Инициатором проведения в Чечне международной конференции по вопросам, посвященным проблеме защиты прав человека, стал и.о. президента Чечни Рамзан Кадыров.
Комментируя отказ некоторых правозащитников от участия в конференции, чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев заявил, что если эти правозащитники считают, что в Чечне похищают и убивают людей, то они должны принять участие в работе конференции, тем более, если их приглашают.
Именно «фактор Кадырова» определил отношение многих правозащитников к намеченному на 1 марта мероприятию. Этот вывод можно сделать, ознакомившись с заявлением ряда российских правозащитных организаций. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева убеждена, что Рамзан Кадыров - это не тот руководитель, с которым следует говорить о правах человека: «Об этом [конференции] сообщили очень поздно. Многие правозащитники не могут поехать просто потому, что они в это время заняты. Надо о таких вещах предупреждать раньше. По-видимому, Кадыров решил созвать этот "круглый стол", как только получил новое назначение. Ему не терпеться предстать в окружении правозащитников на телеэкране. Это бы очень украсило его новую должность и его самого. Многие правозащитники не могут поехать, если их предупредили об этом только, скажем, за неделю, потому что это время уже занято.
У меня тоже это время занято. Но я не хочу сказать, что, если бы оно было свободно, я бы тоже не поехала. Я знаю, что Кадыров не только проводит политику похищений людей, которые бесследно исчезают, или которых потом находят мертвыми со следами пыток, или оказываются в заключении по сфабрикованным обвинениям, я знаю, что он сам принимал участие и в пытках, и в убийствах. Я не могу себя представить на экране телевизора рядом с таким человеком. Я не хочу ехать!»
Несмотря на то, что среди организаторов конференции уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин также не сможет приехать в Грозный 1 марта. По словам его советника Натальи Мирзы, у российского уполномоченного на 1 марта уже намечены другие мероприятия: «Он будет в Москве, но по другим обязательствам будет участвовать в других мероприятиях. Там переносили сроки. Поэтому по срокам просто нами уже были даны другие обязательства. Мы не сможем приехать».
Председатель организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что правозащитное мероприятие в Чечне в это время будет иметь политический подтекст: «Первая причина [моего отсутствия на конференции] заключается в том, что в это время я должна быть в Праге, где я буду иметь честь получить премию "Человека в беде" за правозащитную деятельность. Так что, по времени никак не получается. Вторая причина заключается в том, что сейчас острый политический момент. "Круглый стол" по правам человека сейчас будет нести, на мой взгляд, некоторую политическую окраску».