Ссылки для упрощенного доступа

В Подмосковье работает профессиональная обсерватория для любителей


Публичная обсерватория «Ка-Дар» в Подмосковье.
Публичная обсерватория «Ка-Дар» в Подмосковье.

Уже более двух лет под Москвой работает необычный научный центр - частная публичная обсерватория «Ка-Дар». Она оснащена лучшими любительскими астрономическими инструментами, которые по некоторым характеристикам не уступают профессиональным. Каждый, кто интересуется астрономией, может здесь бесплатно посмотреть в телескоп. Если у любителя астрономии есть интересная идея, то здесь можно получить наблюдательное время и квалифицированную помощь для ее воплощения. Порой услугами обсерватории пользуются и профессиональные астрономы. О работе публичной обсерватории «Ка-Дар», рассказывает ее научный сотрудник Станислав Короткий.


— Станислав, что значит «публичная обсерватория»?


— Публичная – значит, что она доступна публике. Она расположена в Подмосковье в Домодедовском районе, там стоит несколько телескопов, в которые в принципе любой желающий может приехать и посмотреть. Естественно, надо заранее найти контакт с сотрудниками обсерватории. Такая возможность есть с помощью нашего форума, который расположен на нашем сайте — kadar.ru.


— И вот мы к вам попали, что мы там увидим у вас?


— Я надеюсь, вы к нам попадете в ясную погоду. Тогда можно будет Луну посмотреть в телескоп, можно у Сатурна кольца великолепно рассмотреть, у Юпитера облака на поверхности, спутники самые яркие. В принципе, если человек еще более любознателен, то он может увидеть далекий космос - это шаровые скопления, галактики, туманности. Причем платить за оборудование совершенно не нужно. Данная обсерватория бесплатная и публичная, то есть вы получаете доступ просто по согласованию с сотрудниками обсерватории.


— Вообще все выглядит несколько фантастически: серьезная техника, обсерватория и все это — бесплатно.


— Спасибо человеку, который организовал все это. Я не буду называть его фамилию, скажу, что он достаточно обеспечен, чтобы была возможность построить такую обсерваторию, и он в этом заинтересован. Он просто не очень любит, чтобы его представляли в связи с обсерваторией, он считает, что этого более достойны сотрудники, которые работают на этой обсерватории.


— Насколько серьезные инструменты у вас там установлены?


MEADE , модель 14 LX200GPS – SC. С помощью этого телескопа ведутся наблюдения в обсерватории "Ка-Дар".

— Самый крупный у нас 14-дюймовый MEADE, с диаметром 356 миллиметров. Он считается даже для западных стран крупным любительским телескопом. У нас достаточно большая активность в общении с российскими образовательными учреждениями. Мы помогли сделать выбор телескопа для Петрозаводского госуниверситета. К нам очень часто обращаются люди достаточно опытные как раз с вопросами о том, как техника работает. То есть, по сути, мы работаем консультационным центром.


— А научной работой вы занимаетесь?


— Да, конечно. Мы проводим наблюдения как астрофизических объектов, так и околоземных – астероидов, космического мусора, который распределен по орбите вокруг Земли. Оказывается, что не все что в ближнем космосе находится, достаточно хорошо изучено. Многие космические аппараты выходят из строя и представляют достаточно большую угрозу для окружающих спутников. Если есть информация о том, что в какой-то точке орбиты находится неуправляемый спутник, то заблаговременно известно, что в эту точку нельзя ничего выводить. Даже бывали случаи, что спутники взрывались.


— Это же огромное количество обломков, которые потом могут повредить другие аппараты.


— Было такое мнение, что кто-то может подлететь, схватить наш спутник и узнать секретную информацию. Поэтому как раз в 80-х годах запускались спутники с возможностью самоликвидации. Ну и последствия этого мы сейчас разгребаем.


— А чисто астрофизические работы?


— Мы стали одними из первых, кто увидел вспышку новой звезды по сути дела в процессе ее развития. Нам очень повезло. Совершенно случайно, как раз школьники у нас наблюдали одну яркую туманность и в поле зрения рядом с этой туманностью оказалась звезда, которая вспыхнула при наблюдении. Это карликовая новая, такие, возможно, вспыхивают в среднем раз в 30 лет.


Снимок выполнен обсерваторией "Ка-Дар"

— Как вы определяете цели и задачи обсерватории, она для чего создавалась?


— Я считаю, как сотрудник, что основное у нас публичность, заявленная в названии, значит, мы должны общаться с публикой, неким образом просвещать ее. И чаще всего к нам обращаются школьники, они активны, молоды в интернете быстрее разбираются и более доверчивы. Взрослые идут на контакт как-то с опаской.


— Сколько времени работает обсерватория?


— С 8 июня 2004 года – это день прохождения Венеры по диску Солнца, как раз первые наблюдения, которые были реализованы — «первый свет» — как говорят астрономы. Именно к этой дате стремились поставить телескоп, и слава Богу, успели. И первое, что увидели – это Солнце и Венера, проходящая по его диску.


— Вообще, если вы приглашаете людей, то, наверное, одного инструмента мало?


— У нас несколько инструментов. Основной – это крупный 14-дюймовый MEADE, работает с ПЗС-матрицей. У нас есть и 200 миллиметровый MEADE. В него вложена база данных порядка десяти тысяч объектов, он на любой из этих объектов может навестись, после определенной установки. Так же есть еще несколько телескопов-рефракторов.


— В телескоп современный уже редко смотрят глазом, как правило, используется аппаратура цифровая. Что у вас там установлено в качестве светоприемного оборудования?


— Приехала как раз недавно новая матрица, она имеет разрешение 16 мегапикселей - это самая большая ПЗС-матрица астрономического характера на территории СССР за исключением одной-единственной, которая стоит в Таджикистане.


— Когда к вам приезжают поснимать, понаблюдать, то остаются у вас на целую ночь?


— Такое не исключено. Если у человека нет возможности уехать, он может заночевать. У нас все обустроено для этого.


— У вас на сайте размещен журнал, который вы начали издавать.


— Он называется «Ка-Дар Инфо» — это астрономический вестник. Он рассчитан на любителей астрономии, чтобы могли общаться между собой. Потому что, к сожалению, та информатизация, которая наблюдается в Москве, в Питере и других крупных городах, для регионов почти недоступна. Тот интернет, который практически у нас бесплатно, там стоит очень дорого.


— Сейчас на рынке у нас нет ни одного научно-популярного издания, касающегося космоса. Был «Звездочет», он два года назад закрылся после десяти лет выхода.


— У нас есть один-единственный журнал, да и тот украинский это — «Пространство. Время. Вселенная» — некий аналог «Звездочета», но, к сожалению, пока еще не того уровня. Потому что «Звездочет» шел не один год к тому уровню, который мы видели в последние годы его работы. Не знаю, как мы будем в дальнейшем развиваться, но, надеюсь, что будет возможность и для более высокого уровня издания.


— Вы лично являетесь научным работники обсерватории «Ка-Дар». Вы по специальности астроном?


— Как ни странно, нет. Я уже более десяти лет увлекаюсь астрономией, еще будучи школьником увлекся этой наукой, занимался в кружке, был победителем олимпиад астрономических, но не сложилось поступить в МГУ на астрономическое отделение, пришлось пойти в педагогический институт на физфак. На третьем курсе мне предложили работу в обсерватории, и не только в одной обсерватории, я сейчас работаю на трех работах астрономической тематики. Пришлось просто делать выбор: либо сейчас идти работать в науку, либо оставаться студентом. Я выбрал пока то, что есть – работу.


— Мы как-то привыкли, что обсерватории делятся на те, что сделаны профессионал для исследований и те, что сделаны любителям для развлечений. Ваша обсерватория в эту классификацию не вписывается.


— То есть это любительский уровень, потому что у нас нет в контингенте ни одного профессионального астронома, но при этом мы уже стремимся к получению реального научного результата. Потому что все-таки для нас, опытных любителей астрономии, уже интересно получать не просто красивые картинки, интерес на них долго не продержится, а именно реальное знание о космосе, что-то новое, то, к чему всегда стремился человек.


— А кто-то из специалистов курирует вашу работу?


— С нами сотрудничает достаточно большой спектр профессиональных астрономов московских, для них это достаточно большая помощь. У них у самих не так много телескопов, оснащенных ПЗС-матрицами современными, поэтому частенько они приезжают к нам и проводят собственные наблюдательные программы. Так же у нас официальный договор с Пулковской обсерваторией, она нас оснащает программным обеспечением, и мы восполняем отдачей информации, делаем наблюдения по их программам. Как раз мы недавно издали две работы по наблюдениям спутников Урана.


— Вы рассказывали про сотрудничество с обсерваторией в Боливии.


— История очень интересная. После развала Советского Союза многие обсерватории, которые курировались СССР, практически остались без финансирования, без поддержки. И одна из немногих обсерваторий, которая смогла выжить, как раз оказалась в Южном полушарии – это Боливийская обсерватория. И мы осенью прошлого года приехали туда восстанавливать отношения, в том числе развивать научную деятельность в Южном полушарии. Это единственная обсерватория, которая на данный момент предоставила российским наблюдателям постоянное время для наблюдения в Южном полушарии. Это идет на взаимном обмене. Мы в данной ситуации им предоставили матрицу, которая была куплена на общие деньги, в том числе и обсерватории «Ка-Дар», Пулковской обсерватории, институт Келдыша и организации «Вымпел».


— То есть обсерватория «Ка-Дар» сотрудничает с профессиональными научными центрами, в том числе и вскладчину оборудование приобретает, как строилась наука в XVIII – в начале XIX века, когда граница между профессионалом и любителем была очень условной.


— По сути дела я сейчас и вижу наше время повторением того самого периода. Сегодня цифровые технологии начали резко дешеветь, и любители начинают подбираться к уровню профессионала. Различие заключается только в том, являешься ты дипломированным специалистом, который умеет ставить научные задачи, или ты не являешься им. А уже технология и техника практически одна и та же, вне зависимости, любительская или профессиональная обсерватория. Есть примеры современные, когда непрофессионалы становились достаточно опытными наблюдателями. Я знаю наблюдателей на двухметровых телескопах на Кавказе. Там работает наблюдатель Максим Андреев, по образованию географ. Еще Тимур Крючков, опытный наблюдатель, первый на территории России, кто открыл астероид, он вообще не имеет высшего образования. Примеры такие достаточно распространены.


— Какие планы у обсерватории?


— Рассчитываем к лету поставить новый телескоп диаметром 600 миллиметров - это будет один из самых крупных любительских телескопов в России. На него как раз рассчитана новая матрица. И в дальнейшем подключение к сети интернет и возможность работы дистанционно с этим инструментом.


— То есть не надо будет присутствовать в обсерватории?


— Именно так. Независимо от того, живете вы в Омске, Новосибирске, Владивостоке, Ханты-Мансийске, вы будете постоянно иметь возможность заказать наблюдательное время и получить результат.


XS
SM
MD
LG