Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Арслан Саидов: Новый год в России отмечен ростом цен. Увеличилась стоимость проезда в общественном транспорте, плата за телефон, подорожали коммунальные услуги. Новая система взимания акцизов привела к росту цен на алкоголь и табачные изделия.
Любовь Чижова: Повышение цен на алкоголь и сигареты происходит в России регулярно и, как показывает практика, на количестве курящих и выпивающих людей никак не отражается. В прошлом году на алкогольном рынке России было неспокойно, его водочный сегмент пострадал из-за участившихся смертей от употребления фальсифицированной водки. Эксперты заговорили о том, что количество пострадавших от некачественной водки в 2006 году было точно таким же, как в предыдущие годы, просто государство провело умелую информационную кампанию и в ее разгар ввело госмонополию на алкоголь. Ну, а то, что в прошлом году происходило с вином, эксперты назвали кризисом. Многим россиянам памятны пустые полки винных магазинов, с которых исчезли грузинские, молдавские, чилийские, аргентинские и недорогие французские вина. Грузинские и молдавские вина пострадали за политику, остальные исчезли из магазинов благодаря некомпетентности российских чиновников, – приняв закон о новых акцизных марках, они забыли запустить новую электронную систему учета алкоголя.
Президент правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин говорит о новых видах акцизов на алкогольную продукцию, которые начинают действовать в 2007 году, и прогнозирует, как будет развиваться рынок спиртных напитков.
Павел Шапкин: Если правительство просто предлагало увеличить все акцизы на 8 процентов, то депутаты немножко по-другому подошли к этому вопросу. Они установили единую ставку акцизов на алкогольную продукцию, за исключением натуральных вин и вин шампанских, а ставки акцизов на вина натуральные и шампанские игристые были сохранены на уровне прошлого года. Если на водку ставка акциза повышается со 159 рублей за литр безводного спирта до 162 рублей за литр безводного спирта, то ставки акцизов на крепленые вины вырастают где-то на 40 процентов, а ставки акцизов на слабоалкогольную продукцию вырастают почти в два раза.
Любовь Чижова: И как это может отразиться на ценах?
Павел Шапкин: Водка будет дорожать скорее из-за инфляции, чем из-за повышения ставок акциза, потому что это повышение всего лишь на 1,5 процента. Слабоалкогольная продукция – подорожание будет в районе 5-6 рублей за баночку.
Любовь Чижова: На вино и на шампанское акцизы не повышаются. Означает ли это, что цены на эту продукцию не будут увеличиваться в новом году?
Павел Шапкин: Цены могут быть увеличены, потому что сейчас идет много разговоров вокруг натуральности вин. В частности, таможня и налоговые службы подумывают о том, чтобы полюбившиеся российскому народу полусладкие и полусухие вина относить не к натуральным винам, а к винам за исключением натуральных, то есть облагать акцизом по той же ставке, что и крепленые вины. От этого акциз может вырасти в 9 раз. Соответственно, цена значительно повысится на вино, примерно на 15-20 рублей.
Любовь Чижова: И как вы относитесь к этому начинанию?
Павел Шапкин: Начинание, так скажем, не бесспорное. Хотя в принципе это должно стимулировать производителей вин производить действительно натуральные вина, без всяких добавок. Дело в том, что если буквально к этому подходить, что эти вина должны быть без любых добавок, то упаренное под вакуумом виноградное сусло – это тоже можно отнести к добавкам. В принципе, в мировой практике очень часто встречается, когда вина подслащивают виноградным суслом. К сожалению, у нас это может обернуться достаточно серьезными потерями для производителей и для импортеров, которые сейчас будут вводить вина, уже подслащенные.
Любовь Чижова: Никаких кризисов на алкогольном рынке вы в новом году не ожидаете?
Павел Шапкин: Вы знаете, таких, как были в прошлом году, вряд ли можно ожидать. Я думаю, что в дальнейшем уже будет более взвешенный подход к регулированию отрасли и со стороны правительства, и со стороны законодательстве, не будет каких-то резких таких поворотов.
Любовь Чижова: Несмотря на то, что акцизы на табачные изделия официально повысились с 2007 года, многие курящие россияне уже успели ощутить подорожание сигарет на собственных кошельках. Чем дешевле были сигареты, тем на большую сумму они подорожают, говорит заместитель руководителя компании «Табакпром» Виктор Стефашин.
Виктор Стефашин: Чисто механически если брать, то они должны повыситься на 30 процентов. Где-то порядка от 50 копеек до 1,5 рубля на каждую пачку. Существуют еще торговые наценки, поэтому торговля может по-разному отреагировать на изменение акциза. Рынок, особенно в условиях перепроизводства курительных изделий, непредсказуем в реакции на то или иное действие бизнеса.
Любовь Чижова: А как вообще увеличение акцизов на табачные изделия влияет на табачный рынок?
Виктор Стефашин: Это не хорошо и не плохо. В любом случае у нас же есть инфляция. По большому счету с 2000 года у нас фактически рост индекса цен на сигареты намного меньше роста, динамики инфляции. Та прибыль, которая получается у нас предприятиями, она по отдельным маркам мизерная. Достаточно сказать, что у нас самая распространенная марка сигарет, как овальная «Прима», с нее предприятие имеет чистую прибыль – 1-3 копейки. Со следующего года с введением нового акциза вообще она будет нулевая.
Любовь Чижова: А почему вообще, как вы думаете, было принято решение о том, что акцизы должны быть увеличены?
Виктор Стефашин: Ну, это общемировая тенденция, акцизы везде и всюду увеличиваются. Всемирная организация здравоохранения настоятельно рекомендует для всех государств постоянно увеличивать стоимость сигарет, чтобы они были менее доступны.
Любовь Чижова: Что говорит ваш опыт, может быть, какие-то исследования, повышение цен на табак как-то влияет на количество курильщиков?
Виктор Стефашин: Что касается России, то никак не влияет. Что касается других стран, в отдельных странах уменьшается потребление, в других, наоборот, увеличивается.
Любовь Чижова: Не могли бы вы сравнить российские цены на табак с зарубежными?
Виктор Стефашин: В России сейчас самые дешевые сигареты в мире, это можно однозначно утверждать. Но самое главное, что в этом процессе не должно быть резких скачков. Потому что если резко начинают изменять акциз, то начинается дисбаланс на рынке. Сегодняшняя система, она больше направлена на ликвидацию низкоценового сегмента. Больше всего ударит, конечно, по сигаретам дешевым.
Любовь Чижова: Я знаю, что вы сами не курите.
Виктор Стефашин: Курил. Где-то с 7 до 15 лет.
Любовь Чижова: А почему вы бросили курить?
Виктор Стефашин: У меня были такие условия созданы, я пошел работать очень рано, а там нельзя было убежать от конвейера, который включат в начале смены, в обед выключат, и потом снова включат.
Любовь Чижова: А вы как представитель табачной компании можете пожелать россиянам в этом году бросить курить?
Виктор Стефашин: Я всю жизнь говорю всем, лучше выпить 30-40 граммов водки в день, чем выкурить пачку сигарет. И я всем россиянам предлагаю как можно быстрее покончить с табакокурением!
Любовь Чижова: А что же будет тогда с вашим бизнесом?
Виктор Стефашин: Большинство компаний имеет обязательно смежный бизнес, производит чай, сахар. Не будет потребности – значит, будем закрывать предприятия. Причем с радостью!
Любовь Чижова: По официальным данным, сегодня в России курят 63 процента взрослых и около трети подростков. Умирают от болезней, вызванных табакокурением, более 300 тысяч человек в год. Ранее главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предлагал сделать борьбу с курением национальным проектом, но его предложение не нашло отклика в правительстве.