Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Праге Александра Вагнер и в Москве Марьяна Торочешникова.
Андрей Шарый: Сегодня экстренную посадку в аэропорту Праги совершил самолет российской авиакомпании "Аэрофлот", на борту которого находилось более 170 человек. Лайнер Airbus A - 320 направлялся из Москвы в Женеву. Причиной его незапланированной посадки стало поведение одного из пассажиров, который угрожал привести в действие взрывное устройство и требовал изменения маршрута. Как сообщили в компании "Аэрофлот", на борту произошла попытка захвата экипажа. Буйным пассажиром оказался некто Евгений Дагаев, 1974 года рождения. Вот что об инциденте в рейсовом самолете "Аэрофлота" рассказали корреспонденту Радио Свобода Клэр Бигг второй пилот лайнера Андрей Литвинов и бортпроводник Станислав Малинин.
Андрей Литвинов: Ну, девять человек семья. Пьяный пассажир стал требовать самолет посадить в Каир, ну, или куда-то туда. Началась драка в самолете, он начал угрожать взорвать самолет. Бортпроводники вместе с пассажирами первого класса оказали ему сопротивление, связали его, и мы вынуждены были произвести посадку в Праге, прервать полет до Женевы. Девять человек их семья, какие-то дети, жена его летела, террориста. Жена вышла в самый последний момент, когда его уже полиция забрала, потому что мы никто не знали, что их девять человек в семье, мы думали - он один.
Станислав Малинин: Сначала у него требования были - вообще подчинить экипаж, а уже потом он назовет цель назначения. Приставал к пассажирам, ударил пассажирку, пытался спровоцировать драку.
Андрей Литвинов: Ну, и в этот момент проводники с пассажирами...
Станислав Малинин: С помощью пассажиров, да, сначала проводники, потом уже на помощь подоспели пассажиры, среагировали на этот инцидент. И он угрожал, что якобы, по его словам, у него бомба, что он может взорвать самолет.
Андрей Литвинов: Ну, мы же не знаем, что у него.
Станислав Малинин: Руки он держал в карманах. Потом у него в руках оказался пакет. Что было в этом пакете мы, естественно...
Андрей Литвинов: Он вел себя очень агрессивно. Начал врываться в кабину экипажа.
Станислав Малинин: Да, он говорил по-русски, он говорил очень хамски, он кричал, в приказном тоне, особенно когда вышел в салон бизнес-класса, он вообще начал кричать на пассажира. Сначала мы со старшим бортпроводником думали, что, действительно, просто пьяный пассажир. Знаете, бывает такая клаустрофобия, боязнь летать или что-то еще, человек нервничает, просто пьяный пассажир. А здесь человек конкретно адекватно принимал решение. Может быть, он был выпивший. Может быть, то, что при мне он выпивал, я не видел. Возможно, что он был. Я предполагаю, что он был в некоторой стадии алкогольного опьянения, но не сильной. То есть реагировал он адекватно. Паники не было абсолютно, паники не было. Пассажиры бизнес-класса, все это произошло, помогали нам.
Андрей Литвинов: Задали вопрос проводники по громкой связи в самолете: если нужна кому-то медицинская помощь или психологическая помощь, нажмите кнопку вызова проводника. Ни одной кнопки нажато не было. В Прагу мы летаем постоянно, именно поэтому мы выбрали этот аэродром, потому что он нам знаком, у нас был выбор, куда лететь% и Варшава, и Прага примерно на одинаковом расстоянии. Мы выбрали Прагу, потому что мы сюда часто летаем, аэропорт знаем.
Андрей Шарый: О действиях чешских властей в критической ситуации в аэропорту Ruzyne рассказывает корреспондент Радио Свобода в Праге Александра Вагнер.
Александра Вагнер: Пребывание российского самолета в пражском аэропорту Ruzyne затянулось на много часов. С полудня представители чешской полиции в рамках расследования осматривали самолет и допрашивали пассажиров. Глава полиции Чешской республики Владислав Гусак заявил, что взрывчатку в самолете не обнаружили. Несмотря на это, чешская полиция рассматривает случившееся, как попытку похищения самолета. Преступник во время задержания был легко ранен, однако его удалось обезвредить прямо на палубе аэроплана. Владислав Гусак не подтвердил, однако, и не опроверг информацию о том, что преступник находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Он подтвердил лишь то, что восемь членов семьи, с которой путешествовал злоумышленник, не имеет отношения к инциденту и ни в чем не виновата. Глава полиции Чешской республики заявил...
Владислав Гусак: Преступник был обезврежен, однако мы ведем расследование, и ситуация пока остается неясной.
Александра Вагнер: По словам пресс-секретаря аэропорта Ruzyne Эвы Крейчи, после того, как пилот передал сигнал тревоги, в боевой готовности находилось и два военных истребителя.
Эва Крейчи: Около 11 утра в пражском аэропорте произошла аварийная посадка самолета Airbus 320 компании "Аэрофлот". Капитан передал с палубы сигнал тревоги, поэтому аэропорт Ruzyne моментально призвал на помощь кризисное подразделение - пожарных, полицию и "скорую помощь". В готовности находились и два самолета-истребителя "Грипен", которые при необходимости должны были вмешаться. Несмотря на случившееся, пражский аэропорт не ограничил движение: самолеты курсируют в соответствии с летным расписанием.
Александра Вагнер: Все пассажиры самолета были допрошены. Из-за того, что инцидент произошел на территории иностранного государства, коим является российский самолет, чешская полиция обязана вынести решение в сотрудничестве с российской стороной. Это осложняет ситуацию и с самим преступником. Пока не ясно, будут ли его судить в Чехии или депортируют в Россию. Только после выяснения всех обстоятельств 168 пассажиров и восемь членов экипажа последуют по своему маршруту в Женеву.
Андрей Шарый: Какая мера наказания может ожидать Евгения Дагаева? Об этом в разговоре с корреспондентом Радио Свобода Марьяной Торочешниковой размышляет адвокат Юрий Костанов.
Юрий Костанов: У нас уголовная ответственность предусмотрена, по нашему законодательству, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. И наказание не такое мягкое - от штрафа в размере до 200 тысяч рублей до лишения свободы на срок до трех лет. Если гражданин России совершает преступление за границей, то он может быть привлечен здесь к уголовной ответственности, если его не привлекали там, и если там, по их законодательству, тоже предусмотрена уголовная ответственность за такое преступление. То есть если у Чехии, на чьей территории он такие шутки устраивал, есть такой уголовный закон, есть статья в уголовном кодексе, и они сами его не будут привлекать, то мы можем это сделать, наша российская прокуратура.
Марьяна Торочешникова: Другие пассажиры вот этого самолета могут предъявить иски?
Юрий Костанов: О, это параллельная песня, что называется. Наряду с уголовной ответственностью, можно ему предъявить и гражданский иск о взыскании убытков, причиненных "Аэрофлоту" или авиакомпании, потому что это же не одну копейку стоит - посадить самолет неожиданно, вдруг где-то по пути и так далее. Плюс моральный вред все те граждане, которые летели вместе и которые оказались напуганными, они тоже вправе компенсацию морального вреда получить с него. Так что, я думаю, что эта его шуточка ему очень большим боком выйдет.