В Риге историки из России, Украины, Белоруссии и балтийских государств обсуждают события 40-х годов прошлого века в Прибалтике. По мнению организаторов научной конференции, вопросы, связанные с ролью Латвии, Литвы и Эстонии во второй мировой войне, а также с вторжением на территорию Прибалтики советских и гитлеровских войск, не потеряли актуальности.
Участники конференции пытаются разобраться в терминологии: что произошло в 1940 году - аннексия, инкорпорация или оккупация. «В латвийском обществе существует очень много мифов о том, что происходило в истории, - говорит один из ее организаторов, сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии Александр Гапоненко. - Для того, чтобы эти мифы попытаться развеять, мы пригласили специалистов из разных стран. Что на самом деле происходило в этот период? Какова трактовка специалистов? Как они скажут - так, наверное, и есть, потому что это те люди, которые лучше всего разбираются [событиях прошлого]».
Позицию Латвии на конференции отстаивал докторант кафедры истории Латвийского университета Зелис Касперс. На вопрос, была ли в 1940 году так называемая «советская оккупация» балтийских государств, он уверенно отвечает: «Да, конечно, это была оккупация. Это другими словами нельзя назвать. Конечно, была оккупация, тут не может быть двух мнений».
Латышскому коллеге возразил завотделом истории войн и геополитики Института всеобщей истории Российской академии наук Михаил Мягков: «Я считаю, что слово "оккупация" здесь, конечно, неприемлемо. Я бы здесь говорил об инкорпорации, поскольку Латвия вошла в СССР как составная часть, латышские граждане получили те же самые права, что и граждане Советского Союза». Компромиссный вариант ответа на этот вопрос предложил гость из Литвы, доцента исторического факультета Вильнюсского университета Альгис Каспарявичус: «Вначале, летом 1940 года, это иначе нельзя было назвать, как оккупацией, но потом это была инкорпорация».