Ссылки для упрощенного доступа

Суд не прав, но Ходорковскому сидеть


Платон Лебедев и Михаил Ходорковский
Платон Лебедев и Михаил Ходорковский
Верховный суд России 15 апреля признал незаконным арест Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в рамках второго уголовного "дела ЮКОСа". Таким образом, судьи удовлетворили надзорную жалобу бизнесменов и их адвокатов, которые оспаривали законность продления их ареста в период с 17 августа по 17 ноября 2010 года. И хотя это решение фактически ничего не меняет для бывших совладельцев ЮКОСа, которые остаются в следственном изоляторе "Матросская тишина" в Москве, защита Ходорковского и Лебедева все равно называет его принципиальным.

Судья Виктор Данилкин, равно как кассационная и надзорная инстанции Мосгорсуда были неправы, соглашаясь с необходимостью продлить арест Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. А их содержание в следственном изоляторе на протяжении трех месяцев - с 17 августа по 17 ноября прошлого года - было незаконно. Таковы выводы коллегии по уголовным делам Верховного суда России.

О незаконности содержания бывших совладельцев ЮКОСа под "двойным замком" их адвокаты заявляли на протяжении нескольких лет. Но до недавнего времени суды не принимали во внимание аргументы защиты, соглашаясь с позицией прокуроров, заявлявших, что Ходорковский и Лебедев могут скрыться, оказать давление на свидетелей, воспрепятствовать сбору доказательств, продолжить преступную деятельность. Между тем, оба все равно оставались бы в заключении, так как отбывают срок по первому приговору. Только вот суд приговаривал их к колонии общего режима, а сидят они в тюрьме.

Летом прошлого года, когда Виктор Данилкин в очередной раз продлил арест, Михаил Ходорковский даже объявлял голодовку, заявляя, что суд саботирует президентские поправки к Уголовно-процессуальному кодексу. В соответствии с ними с апреля 2010 года запрещено использовать меру пресечения в виде заключения под стражу для обвиняемых в совершении экономических преступлений. Поддерживая свою жалобу в Верховном суде, Михаил Ходорковский отметил, что хотя решение и не окажет заметного влияния на его судьбу, оно будет важным и прецедентным, поскольку "в Москве практика арестов по предпринимательским статьям не прекращена, даже после разъяснения Верховного суда. Речь идет о системном противодействии реформам президента". (Текст и видеозапись речи Михаила Ходорковского в Верховном суде - здесь).

Верховный суд, похоже, к доводам прислушался. Во всяком случае, жалоба Михаила Ходорковского и Платона Лебедева удовлетворена. Комментирует адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин:

– Мы были правы, когда говорили, что и Хамовнический суд, и господин Лахтин, и президиум Мосгорсуда и т.д. не соблюдают закон. Это самый главный вывод, который можно сделать из сегодняшнего процесса. Однако у меня все же возникает двойственное чувство, потому что практического смысла от этого нет никакого. Вынесен обвинительный приговор, но отменили при этом некое промежуточное решение, или не отменили – для наших подзащитных ничего принципиально не меняется и легче им не станет. Другое дело, что, может быть, Верховный суд проявит такую же принципиальность, когда мы придем к нему с надзорной жалобой на те нарушения, которые наверняка мы будем наблюдать в кассационной инстанции Мосгорсуда. Потому что иллюзий в отношении ее решений у нас нет, это совершенно точно...

Помимо признания незаконными постановлений об аресте, защита бывших совладельцев ЮКОСа просила верховных судей вынести частное определение - с тем, чтобы виновные в нарушении закона были наказаны. Однако эта просьба осталась без ответа. Говорит адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант:

– Мы и так знали, что это было незаконно. Теперь это записано в судебном документе – решении Верховного суда. Практически, а не только теоретически, должны быть наказаны все причастные к этому беззаконию. Мы просили частного определения по этому вопросу. К сожалению, в этой части мы не были услышаны и поддержаны. Суд ограничился только констатацией об отмене этих судебных решений и признании незаконным трехмесячного отрезка содержания под стражей.

Теперь у Михаила Ходорковского и Платона Лебедева появились основания для того, чтобы требовать компенсации. Однако сейчас, по словам Константина Ривкина, их гораздо больше занимает подготовка к слушаниям по кассационной жалобе на приговор Хамовнического суда Москвы:

– Судебные решения, в том числе иностранные, которые выносились в нашу пользу, дают им массу оснований и прав для того, чтобы что-либо требовать. Задача номер 1 – это кассационная инстанция. Мы сейчас в большей степени думаем о ней, чем о том, чтобы получить какие-то компенсации. Лебедев уже получил по решению Европейского суда 10 тыс. евро, что не мешает, однако, состряпать второе дело, третье и т.д. Речь не о компенсации. Это не принципиальный вопрос, – подчеркнул адвокат.

Признание постановлений о продлении ареста незаконными, теоретически, должно подразумевать прекращение нарушения прав Ходорковского и Лебедева. А значит – изменение тюремного режима содержания их под стражей на значительно более мягкий, предполагающий длительные свидания, прогулки, относительно свободное перемещение в течение дня. Все, что предполагает лишение свободы в колонии общего режима. Однако, по мнению адвоката Платона Лебедева Константина Ривкина, рассчитывать на подобные перемены не приходится. С 17 ноября прошлого года Ходорковский и Лебедев содержатся в следственном изоляторе без какого-либо оправдывающего это обстоятельство судебного решения. И большинство наблюдателей считает маловероятной возможность удаления их из Москвы в колонию до того, как будет рассмотрена кассационная жалоба на приговор Хамовнического суда по делу о хищении нефти и легализации преступно нажитых средств.
XS
SM
MD
LG