Хакерская атака на популярные онлайн-дневники инет-сервиса Живого Журнала началась 4 апреля примерно в 14 часов по московскому времени и продолжалась около 8 часов. В среду, 6 апреля, очередной жертвой хакеров стал блог президента России Дмитрия Медведева (blog_medvedev). Как сообщил РБК, ЖЖ президента был недоступен примерно в течение часа, равно как и блоги многих других популярных пользователей.
Владимир Кара-Мурза: В среду "Живой журнал" снова был недоступен— он подвергся уже третьей за последние несколько дней атаке хакеров. На этом фоне некоторые интернет-ресурсы уже зафиксировали приток пользователей, "бежавших" из ЖЖ. Между тем владелец сервиса— компания SUP до сих пор не обратилась за помощью в правоохранительные органы.Атака началась 30 марта около 15.00 и продолжается с небольшими перерывами до сегодняшнего дня. На LiveJournal.ru в среду был размещен лишь лаконичный комментарий: "Специалисты компании работают над устранением проблемы". Еще 4 апреля руководство компании SUP заявило, что рассматривает обращение в органы МВД, однако до сих пор этого сделано не было. Пресс-секретарь LiveJournal Russia Екатерина Пахомчик подтвердила, что такая возможность по-прежнему рассматривается. Пахомчик категорически отрицает, атака "посвящена" каким-то конкретным блогерам. "Атака идет на весь сервис. Организатор нам неизвестен". Судя по качеству подготовки атаки и количеству задействованных зараженных компьютеров-"ботов", можно сделать вывод, что атака была заранее хорошо спланирована и квалификация хакеров достаточно высока, говорит Александр Матросов, директор Центра вирусных исследований. "Для организации подобной атаки, по нашим данным, устроителям пришлось задействовать несколько сотен тысяч компьютеров. Причем стоимость подобного рода акций относительно популярных сервисов затратна по ресурсам и рискам". Такие атаки весьма серьезно сказываются на онлайн-сервисах, популярность которых полностью зависит от доступности их в интернете. О том, способна ли атака хакеров на ЖЖ лишить общество привычной площадки для дискуссий, мы сегодня говорим с Дмитрием Шушариным, журналистом, историком, политическим обозревателем и автором сегодняшней статьи "Атака на ЖЖ" на сайте "Грани.ру", Григорием Шведовым, главным редактором интернет-издания "Кавказский узел" и Ильей Яшиным, членом политсовета движения "Солидарность". Чем вы объясняете участившиеся атаки на столь популярный в России "Живой журнал"?
Дмитрий Шушарин: Прежде всего хочу сказать, что я ни в коей мере не являюсь специалистом в этой области. Но я скорее могу характеризоваться как продвинутый пользователь, человек, который проводит довольно много времени в блогах и активно их использует. Вы знаете, у меня может быть будет такой немножко издалека ответ. Недавно видел исследование, оно существует пока в рукописи, представляет большой интерес, исследование, касающееся современной ситуации в медиа-среде. И там приведенпоразительный график – частота использования средствами массовой информации информации, размещенной в блогах за последние несколько лет, собственно говоря, с момента возникновения этой среды. За последние год-два просто резко поднимающаяся вверх кривая, там в форме графика изображено. То есть блоги перестали быть, во всяком случае в России они никогда и не были забавой, хотя они задумывались как общение между студентами и исключительно как приватная вещь, как приватная среда. Блоги в России, в русскоязычном интернете стали, безусловно, альтернативной информационной средой, альтернативным источником информации. То есть это реальная конкретная сила, реальный инструмент, очень многообразный, очень сложный. И у людей, привыкших к определенному типу управления обществом, возникает соблазн, как мне кажется, не овладеть этим инструментом, а поступить по принципу "не доставайся же ты никому", просто его разрушить. Вы знаете, я вижу только одно сравнение с теми самыми разрушителями машин в раннее новое время. Но то были люди, видевшие в машинах тех, кто вытеснял их с рынков труда, а в данном случае такой луддизм власти.
Владимир Кара-Мурза: Кому выгодны, по-вашему, подобные атаки?
Григорий Шведов: Я думаю, здесь тень Кремля, которая у нас вездесуща, ее может быть избыточно в данном случае простирает над конкретной ситуацией. Я помню замечательную дискуссию, которая происходила во время подавления большого количества грузинских сайтов в 2008 году, когда шла война, в которой Россия участвовала на стороне Южной Осетии. И замечательная дискуссия, которая разворачивалась между американскими специалистами, они находили там достаточно много оснований для того, чтобы утверждать, что подобного рода атаки могут осуществляться не только государственными службами и не столько государственными службами, сколько очень часто и индивидуальными актерами. И последующие исследования Гарвардского университета это подтвердили. Поэтому, я думаю, кому это на руку – это отдельный вопрос, а возможность осуществления подобных сложных атак вполне соотносима с ресурсами, которыми владеют националистические разные группы, квази-политические объединения. Поэтому мне, например, не кажется, что российские чиновники выдали кому-то тендер, кто же лучше всего заблокирует ЖЖ.
Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, можно ли назвать объектами атаки "Живого журнала" каких-то конкретных блогеров?
Илья Яшин: Во-первых, я бы не стал недооценивать масштаб и продолжительность этой атаки. Учитывая опять же масштаб и продолжительность, надо говорить о том, что за этой атакой стоят очень серьезные ресурсы. И главный подозреваемый – это может быть не само государство, не сама власть, но как минимум структуры, связанные с государством, связанные с властью, которые способны такие ресурсы реализовать. Надо понимать, что блоги на протяжении долгого времени оставались площадкой, где политический протест локализовался и в какой-то мере это было даже выгодно власти. Потому что вместо того, чтобы выходить на улицу, люди зачастую предпочитали оставлять комментарии в ЖЖ или ставить плюсики в социальных сетях. Однако сейчас ситуация меняется, и интернет постепенно становится гораздо более серьезным инструментом политической борьбы, который позволяет не только координировать усилия различных протестных групп, но, например, собирать деньги на оппозиционные проекты. ЖЖ в этом смысле абсолютно незаменим. Например, Алексей Навальный собрал больше шести миллионов на свой сайт "Распил", Борис Немцов собрал больше 700 тысяч рублей наиздание доклада "Путин. Коррупция" – это даже несмотря на то, что ЖЖ последние дни не работал. Учитывая опыт организации арабских революций, где блоги и социальные сети выполняли роль большевистской газеты "Искра", такого коллективного организатора протестных масс, вполне вероятно, что в коридорах власти очевидно стали осознавать возникающую угрозу из виртуального пространства. И в этом смысле атака на ЖЖ, организованная с помощью специалистов и больших ресурсов, которая фактически парализовала ресурс на несколько дней, выглядит как своего рода тренировка и вполне вероятно, что заказчики атаки планируют полное обрушение ЖЖ во время пика избирательной кампании 11-12 года, когда политический спектр ЖЖ будет востребован как никогда. Всегда во время пика каких-то политических событий такие ресурсы как ЖЖ становятся не только альтернативным источником информации, они становятся еще и организатором протестных масс. Поэтому в этом смысле, мне кажется, главным подозреваемым являются структуры, так или иначе связанные с властью.
А что касается вопроса о том, был ли какой-то конкретный объект у этой атаки, то сегодня SUP опубликовал список из нескольких десятков блогеров, чьи "Живые журналы" "досили". И судя по всему, задача стоит не обрушить журнал какого-то конкретного блогера, судя по всему, задача стоит действительно уничтожить ЖЖ как политическую площадку.
Владимир Кара-Мурза: Игорь Чубайс, директор Центра по изучению России Университета Дружбы народов, связывает случившееся с ростом популярности интернета.
Игорь Чубайс: Все, что происходит нестандартно, всюду, где есть какая-то опасность, люди моего поколения всегда связывают с происками ФСБ. Иногда мы ошибаемся, иногда нет. Но, думаю, что на сей раз действительно речь идет о том, что идет какая-то политическая борьба, политическая конкуренция и кого-то не устраивает свобода слова, свобода дискуссий, которая существует хотя бы на уровне интернета, больше в других местах говорить о свободном обмене точками зрения не приходится. Поэтому интернет приобретает все больший вес, все большее значение, и кто-то решил, что с этим надо побороться. Кроме того, конечно, блог Навального, который прямо указывает на коррупционеров, после этого ничего не происходит, вот это тоже очень интересно, эту идею можно раскрутить. На фоне этих точек, на фоне этих проблем я и воспринимаю ту атаку на "Живой журнал", которая происходит в последние дни.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: В среду "Живой журнал" снова был недоступен— он подвергся уже третьей за последние несколько дней атаке хакеров. На этом фоне некоторые интернет-ресурсы уже зафиксировали приток пользователей, "бежавших" из ЖЖ. Между тем владелец сервиса— компания SUP до сих пор не обратилась за помощью в правоохранительные органы.Атака началась 30 марта около 15.00 и продолжается с небольшими перерывами до сегодняшнего дня. На LiveJournal.ru в среду был размещен лишь лаконичный комментарий: "Специалисты компании работают над устранением проблемы". Еще 4 апреля руководство компании SUP заявило, что рассматривает обращение в органы МВД, однако до сих пор этого сделано не было. Пресс-секретарь LiveJournal Russia Екатерина Пахомчик подтвердила, что такая возможность по-прежнему рассматривается. Пахомчик категорически отрицает, атака "посвящена" каким-то конкретным блогерам. "Атака идет на весь сервис. Организатор нам неизвестен". Судя по качеству подготовки атаки и количеству задействованных зараженных компьютеров-"ботов", можно сделать вывод, что атака была заранее хорошо спланирована и квалификация хакеров достаточно высока, говорит Александр Матросов, директор Центра вирусных исследований. "Для организации подобной атаки, по нашим данным, устроителям пришлось задействовать несколько сотен тысяч компьютеров. Причем стоимость подобного рода акций относительно популярных сервисов затратна по ресурсам и рискам". Такие атаки весьма серьезно сказываются на онлайн-сервисах, популярность которых полностью зависит от доступности их в интернете. О том, способна ли атака хакеров на ЖЖ лишить общество привычной площадки для дискуссий, мы сегодня говорим с Дмитрием Шушариным, журналистом, историком, политическим обозревателем и автором сегодняшней статьи "Атака на ЖЖ" на сайте "Грани.ру", Григорием Шведовым, главным редактором интернет-издания "Кавказский узел" и Ильей Яшиным, членом политсовета движения "Солидарность". Чем вы объясняете участившиеся атаки на столь популярный в России "Живой журнал"?
Дмитрий Шушарин: Прежде всего хочу сказать, что я ни в коей мере не являюсь специалистом в этой области. Но я скорее могу характеризоваться как продвинутый пользователь, человек, который проводит довольно много времени в блогах и активно их использует. Вы знаете, у меня может быть будет такой немножко издалека ответ. Недавно видел исследование, оно существует пока в рукописи, представляет большой интерес, исследование, касающееся современной ситуации в медиа-среде. И там приведен
Вы знаете, я вижу только одно сравнение с теми самыми разрушителями машин в раннее новое время. Но то были люди, видевшие в машинах тех, кто вытеснял их с рынков труда, а в данном случае такой луддизм власти
Владимир Кара-Мурза: Кому выгодны, по-вашему, подобные атаки?
Григорий Шведов: Я думаю, здесь тень Кремля, которая у нас вездесуща, ее может быть избыточно в данном случае простирает над конкретной ситуацией. Я помню замечательную дискуссию, которая происходила во время подавления большого количества грузинских сайтов в 2008 году, когда шла война, в которой Россия участвовала на стороне Южной Осетии. И замечательная дискуссия, которая разворачивалась между американскими специалистами, они находили там достаточно много оснований для того, чтобы утверждать, что подобного рода атаки могут осуществляться не только государственными службами и не столько государственными службами, сколько очень часто и индивидуальными актерами. И последующие исследования Гарвардского университета это подтвердили. Поэтому, я думаю, кому это на руку – это отдельный вопрос, а возможность осуществления подобных сложных атак вполне соотносима с ресурсами, которыми владеют националистические разные группы, квази-политические объединения. Поэтому мне, например, не кажется, что российские чиновники выдали кому-то тендер, кто же лучше всего заблокирует ЖЖ.
Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, можно ли назвать объектами атаки "Живого журнала" каких-то конкретных блогеров?
Илья Яшин: Во-первых, я бы не стал недооценивать масштаб и продолжительность этой атаки. Учитывая опять же масштаб и продолжительность, надо говорить о том, что за этой атакой стоят очень серьезные ресурсы. И главный подозреваемый – это может быть не само государство, не сама власть, но как минимум структуры, связанные с государством, связанные с властью, которые способны такие ресурсы реализовать. Надо понимать, что блоги на протяжении долгого времени оставались площадкой, где политический протест локализовался и в какой-то мере это было даже выгодно власти. Потому что вместо того, чтобы выходить на улицу, люди зачастую предпочитали оставлять комментарии в ЖЖ или ставить плюсики в социальных сетях. Однако сейчас ситуация меняется, и интернет постепенно становится гораздо более серьезным инструментом политической борьбы, который позволяет не только координировать усилия различных протестных групп, но, например, собирать деньги на оппозиционные проекты. ЖЖ в этом смысле абсолютно незаменим. Например, Алексей Навальный собрал больше шести миллионов на свой сайт "Распил", Борис Немцов собрал больше 700 тысяч рублей на
Вполне вероятно, что заказчики атаки планируют полное обрушение ЖЖ во время пика избирательной кампании 11-12 года, когда политический спектр ЖЖ будет востребован как никогда
А что касается вопроса о том, был ли какой-то конкретный объект у этой атаки, то сегодня SUP опубликовал список из нескольких десятков блогеров, чьи "Живые журналы" "досили". И судя по всему, задача стоит не обрушить журнал какого-то конкретного блогера, судя по всему, задача стоит действительно уничтожить ЖЖ как политическую площадку.
Владимир Кара-Мурза: Игорь Чубайс, директор Центра по изучению России Университета Дружбы народов, связывает случившееся с ростом популярности интернета.
Игорь Чубайс: Все, что происходит нестандартно, всюду, где есть какая-то опасность, люди моего поколения всегда связывают с происками ФСБ. Иногда мы ошибаемся, иногда нет. Но, думаю, что на сей раз действительно речь идет о том, что идет какая-то политическая борьба, политическая конкуренция и кого-то не устраивает свобода слова, свобода дискуссий, которая существует хотя бы на уровне интернета, больше в других местах говорить о свободном обмене точками зрения не приходится. Поэтому интернет приобретает все больший вес, все большее значение, и кто-то решил, что с этим надо побороться. Кроме того, конечно, блог Навального, который прямо указывает на коррупционеров, после этого ничего не происходит, вот это тоже очень интересно, эту идею можно раскрутить. На фоне этих точек, на фоне этих проблем я и воспринимаю ту атаку на "Живой журнал", которая происходит в последние дни.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.