Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты – о "чеченском чуде" Рамзана Кадырова


Кадырове в Чечне - только хорошо. Иногда искренне
Кадырове в Чечне - только хорошо. Иногда искренне
Очередная инаугурация Рамзана Кадырова дала новый повод для полемики о феномене чеченского лидера. С одной стороны, многие отмечают несомненные успехи восстановления республики. С другой с Рамзаном Кадыровым связывают массовые нарушения гражданских свобод, бессудные казни, установление режима личной власти.

О достижениях Рамзана Кадырова рассказал Радио Свобода бывший чиновник республиканской администрации, координатор партии "Единая Россия" по национальной политике Абдулхаким Султыгов:

- У нас в республике все отмечают грандиозные перемены, которые произошли в кратчайший срок. Другой вопрос, что люди сами привыкают к переменам. Это хорошо. Так психология устроена – плохое забывается быстро, забывается ужас, который был совсем недавно. И потребности растут. Сегодня Чеченская республика – это самый динамично развивающийся регион РФ. Если хотите, в каком-то смысле чеченское чудо. Помните, как говорили "японское чудо"? Или "немецкое чудо" – про послевоенную реконструкцию Германии в рамках плана Маршалла? И все это – при уникальных усилиях руководства Чеченской республики. Ведь у нас есть с чем сравнить. Посмотрите, что мы имели за это время. Если бы не было такой команды, у нас были бы те же руины и развалины. Никто и не предполагал, что такие изменения произойдут за столь короткий срок. Лет 30 предполагали.

Другое дело, что есть масса проблем у постконфликтного общества. Кроме того, мы имеем только первый опыт государственного строительства. Впервые чеченцы получили государственность от народа. Все делается впервые - ошибок предостаточно в любом субъекте, и на федеральном уровне, и у нас. Мы, конечно, свои ошибки видим. Конечно, тяжелейший вопрос - безработица. Но он и во всей России очень тяжел из-за мирового финансового кризиса. Сказать, что у нас неэффективно используются средства местного и федерального бюджета, нельзя. Глядя на то, что происходит в Чечне, мне кажется, что у нас вкладывается больше, чем можно получить из нашего республиканского бюджета и тех дотаций, которые мы получаем из федерального центра.

- Многие считают, что Кадыров установил режим личной власти.

- Рамзан Кадыров - чрезвычайно популярная личность не только в России. Можете в любом городе попросить 100 человек вспомнить хотя бы трех губернаторов, Кадыров будет первым. Я думаю, что очень многие ревнуют к этой популярности. Она запредельная. Делайте, друзья, как он. Многое получится. И очень многие говорят: мы бы хотели, чтобы у нас был свой Кадыров. Посмотрите, как в других регионах одни обещания сменяются другими обещаниями, и так до бесконечности. У нас сказано – сделано.

* * *

Своим мнением о "чеченском чуде" делится в интервью Радио Свобода эксперт по Северному Кавказу, обозреватель газеты "Московские новости" Иван Сухов:

- Очень со многим можно согласиться. Действительно, Чечня - один из немногих динамично развивающихся регионов РФ. В сравнении с другими регионами Северного Кавказа различия колоссальные - стабильность, ощущение безопасности. Если вы проедете насквозь через несколько северокавказских регионов и побываете в Чечне, вы будете просто поражены.

С другой стороны, говоря о "чеченском чуде", не стоит забывать о том, сколько оно стоило. В 2010 году бюджет Чеченской республики составил 64,6 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом Ставропольского края, население которого ровно в 2 раза больше. Никто не может похвастаться такой бюджетной обеспеченностью. Хотя, конечно, даже при наличии денег в Росси очень трудно заставить их работать. Рамзану это удается. Построены новые дома, офисы, магазины, создана инфраструктура. Но пока нет никакого производства. И не очень понятно, что с этим делать. Сейчас говорят, что будет строиться нефтеперерабатывающий завод, и Рамзан рассчитывает, что Чечня вернет себе славу центра нефтепереработки. Но это выглядит некоторой натяжкой. До войны в Грозном перерабатывалось 20 млн тонн нефти в год, а теперь планируется завод под 1 млн. Что касается боевой обстановки, то террористические атаки случаются в основном на территориях, которые рядом с Чечней, но не в самой Чечне.

Конечно, там еще не наступил полный мир, не надо думать, что там совсем нет боевиков или, как Рамзан любит говорить, их всего 50-70 человек. Это, конечно, не так. Но там, где люди каждый день видят реальные изменения к лучшему, у них меньше соблазнов уходить в лес и подрывать себя где-то в иных местах.

- Но многие результаты достигнуты благодаря жесткому режиму личной власти. Разговоры об эскадронах смерти, бессудных казнях, фактическая невозможность для журналистов работать на территории республики и тотальное отсутствие демократии - с этим как быть?

- Все это, конечно, есть. Но важно сопоставить эти вещи друг с другом. Есть проблема с убийствами, которые бросают тень на чеченскую администрацию. На другой чаше весов сдвинувшийся с мертвой точки процесс восстановления. Конечно, федеральный центр должен реагировать на явные нарушения. Конечно, есть проблема исламизации Чеченской республики. Но ежедневная положительная динамика, на мой взгляд, все-таки компенсирует все эти издержки. Хотя плюсы могут смениться минусами, потому что издержек, действительно, очень много. Архаический, основанный на этнических и на религиозных традициях авторитарный режим создает на части территории страны, на которой федеральное законодательство является декоративной виньеткой.

- О Кадырове говорят, как о маленькой смешной карикатуре на Сталина. Вы согласитесь с этим?

- Нет. Мне кажется, что в самой Чечне наряду со страхом, который порожден Кадыровым, его семью воспринимают, как силу, которая придумала способ спасения погибавшей этнической группы. У Сталина такого оправдания не было и быть не может.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG