Владимир Путин заявил, что Россия готова передать Совету мира один миллиард долларов. Но есть условие. "Даже до решения нами вопроса об участии в составе и в самой работе Совета мира, учитывая особые отношения России с палестинским народом, мы могли бы, я думаю, направить в Совет мира 1 миллиард долларов США из замороженных еще при прежней администрации США российских активов", – объявил он.
По словам Путина, оставшиеся средства "можно было бы использовать на восстановление территорий, пострадавших в ходе боевых действий, после заключения мирного договора между Россией и Украиной".
Совет мира создавался для обеспечения плана мирного урегулирования в секторе Газа. Однако наблюдатели, ознакомившиеся с его уставом, констатируют, что полномочия этого органа могут оказаться гораздо шире.
Страны, внесшие миллиард долларов, могут получить постоянное членство в Совете мира, другие будут входить в него в течение ограниченного срока.
Президент США заверил, что Совет не будет конкурентом ООН.
Выступая с речью на Всемирном экономическом форуме, Дональд Трамп раскритиковал политику европейских правительств. Европа "движется в неправильном направлении", считает он. Значительная часть его речи была посвящена Гренландии, также Трамп говорил о необходимости заключить сделку по Украине и о вкладе США в функционирование НАТО.
Итоги форума в Давосе обсудим с политологами Георгием Чижовым и Русланом Айсиным.
Встреча Дональда Трампа и Владимира Зеленского не привела к подписанию каких-либо документов, но переговоры продолжаются. После трёх с половиной недель геополитики в Карибском море и Северном ледовитом океане фокус снова смещается к Украине. "Война должна закончиться", – говорит Путину Трамп через журналистов. А Путин готовит замороженный миллиард Трампу. Подведём итоги экономического форума в Давосе в нашем сюжете:
Трамп заявил также, что договорился о создании военных баз в Гренландии без ограничений по срокам и масштабам (в интервью телеканалу Fox Business Network). Что можно отметить по итогам встречи Трампа и Зеленского? Отвечает Георгий Чижов:
– Можно остановиться на выступлении после нее Зеленского, которое было очень содержательным и симптоматичным. Основное, о чём говорил Зеленский, это тема субъектности Европы. Европа должна вернуть себе субъектность, иначе ей не удержать ни свою идентичность, ни свои правила игры, и тогда правила будут определять другие.
быть жёстче
Он посетовал, что европейцы не сделали этого до сих пор. В его речи были упрёки и сожаления в адрес европейцев, но он не противопоставлял себя им, наоборот, говорил о том, что Украина стала неразрывной частью Европы, хотя бы в том, что касается коллективной безопасности. Предложил всем европейским лидерам стать более решительными, быть жёстче.
Чем рискует Зеленский, довольно сильно меняя тон? Есть контраст с тем, как ранее он вёл переговоры, выступал в Европе, в Мюнхене, на других конференциях по безопасности.
– Во-первых, всё более критической становится ситуация. Россия пытается спровоцировать гуманитарную катастрофу в крупнейших городах Украины, в первую очередь в Киеве.
Россия снова запустит ракеты
Практически весь Киев уже несколько раз был отключён и от энергопоставок, и от тепла, и вода выключалась. Если будет ещё одна волна морозов, можно не сомневаться, что Россия снова запустит ракеты. Поэтому ситуация для Украины все острее. С другой стороны, Владимир Зеленский не может не понимать, что европейцы тоже почувствовали: кроме них, больше “взрослых в комнате нет”. Америка может сегодня заниматься Карибским бассейном, завтра Персидским заливом, послезавтра Арктикой. При этом позиция Соединенных Штатов может становиться неприемлемой для Европы. И если европейцы не хотят возвращения во времена столетней давности, которые провоцировали мировые войны, то европейцам пора понять, как они будут коллективно защищать свою идентичность, свои ценности и свой образ жизни.
Макрон говорил примерно о том же: и об имперскости, и о том, что мы возвращаемся во времена войн в их большем количестве, Макрон цитировал статистику 24 года, около 60 конфликтов единовременно на планете. Европа вроде бы солидарна и согласна, понимает прекрасно проблему. Что же в таком случае делать? Учитывая, что европейская бюрократия предполагает план-стратегию 2030 на случай войны с Россией, то есть подготовка до тридцатого года.
– Об этом Зеленский и сказал: первое – политическая воля. Решительность и готовность быстро принимать решения. Это то, с чем Европа пока не очень справляется. Второе – жёсткая позиция в вопросе антироссийских санкций. Зеленский говорил о том, что скорее всего ракеты не прилетели бы в Киев и не разбили бы энергетическую инфраструктуру, если бы европейцам удалось эффективно не допустить поставок хотя бы своих комплектующих в Российскую Федерацию.
первое – политическая воля
Понятно, что это не так просто, поскольку экономика ни в одной из европейских стран не управляется государством, и возможно, сами производители не знают конечного потребителя некоторых своих продуктов. Но политической воли явно не хватает. Ну и третье – это военная помощь Украине, потому что Соединённые Штаты становятся не очень надёжным поставщиком вооружений даже за европейские деньги. Европейцам нужно решить как можно быстрее, как по возможности заместить американские поставки.
Планируется трехсторонняя встреча, которую анонсировал Зеленский, даже проговорил, кто именно туда поедет, но не он сам, и скорее всего, не стоит ждать там и Трампа. Что ожидать от встречи в таком формате, с оглядкой на Европу, которая раньше недоумевала, почему она не участвует в подобном?
– Думаю, это будет предварительная встреча. Интересен сам факт, что это официальная первая трёхсторонняя встреча. В Абу-Даби, по всей видимости, трёхсторонняя встреча была в конце прошлого года, когда представители Трампа встречались с представителями Кремля, и одновременно там находилась украинская делегация в главе с Кириллом Будановым, тогда ещё руководителем главного управления разведки.
позиция Трампа пока позволяет выйти из войны, сохранив лицо
Но та встреча официально трехсторонней не называлась. И то, что нынешняя будет таковой, может свидетельствовать о некотором прогрессе и сближении сторон, но может и не свидетельствовать ни о чем. Если российские представители займут прежнюю позицию и начнут читать лекции по истории, или объяснять, почему Россия изменила свою переговорную позицию, то встреча может закончиться ничем, но есть надежда, что несмотря на блеф, в Кремле осознают, что ситуация для России тоже ухудшается, экономика не выдерживает войну, и они тоже, наверное, заинтересованы в мире. Тем более, что позиция Трампа пока позволяет выйти из войны, сохранив лицо. Возможно, россияне наконец перестают делать вид, что не понимают.
Что получил Кремль от переговоров и диалогов в Давосе? Комментирует Руслан Айсин:
– Россия получила необходимую передышку, дипломатическую и риторическую. Она тщательно высматривала, что происходит с Гренландией. Москву не может не радовать раскол в НАТО, в западном сообществе. Было понятно, что разграничение между Европой и Соединенными Штатами будет, но что так брутально, мало кто ожидал. Путин выжидал, собрал Совет Безопасности и формально поддержал Трампа, прекрасно понимая, что легче договориться с ним, нежели с европейцами.
Путину в очередной раз повезло
Эта история, которая получила своё продолжение и раскрытие в Давосе, сыграла на руку России, которая активно ударяет по энергетической инфраструктуре Украины, украинских городов, что приводит к тяжелейшим последствиям, гуманитарной катастрофе, люди замерзают. Можно сказать, Путину в очередной раз повезло, хотя не факт, что все обернется стратегически в его пользу. Плюс ко всему, приехали Уиткофф и Кушнер, спецпосланники Трампа, в Москву, будут встречаться с Путиным. Путин анонсировал членский взнос в Совет мира, который был учрежден Трампом, правда, из тех денег, которые были заморожены американцами, но как бы ни было, наверняка он рассчитывал польстить самолюбию Трампа.
Путин собирался обсуждать с членами совета безопасности проблемы на транспорте, его как бы невзначай перебил спикер Госдумы Володин и сменил повестку на ядерные испытания. Проявилась и глава Совета Федераций Валентина Матвиенко с якобы внезапным вопросом. Подробности смотрите в нашем сюжете:
Почему Путин как будто пытается сам себе задать сложные вопросы, используя парламентариев, как символ гласа народа?
– Это как в советское время пионеры вопросы задавали в лагере Артек или Орлёнок. Но для Путина это важно, это решение глобальных вопросов. Путин хочет быть в числе тех, кто их решает. Ему мелкие вопросы не интересны, ЖКХ, транспорт и тому подобное. А вот как делить мир, тем более с Трампом, в узком составе, как члену Совета мира, это его вполне устраивает. Он с удовольствием это комментирует, по ходу подразумевая, что это нас интересует, но у нас своя повестка, свой путь.
Пока есть разногласия и неуверенность европейцев, Путин этим пользуется
Конечно, он более детально это обсудит с Уитткоффом и с Кушнером. Сейчас эта тема будет одной из главных, потому что для Москвы важно отвлечь внимание от Украины – через Гренландию, через напряжение на Ближнем Востоке вокруг Ирана, или вокруг Карибского бассейна. В этом смысле Москва получает дополнительный люфт, чтобы давить на Украину и на Европу, которая тоже оказалась в неприглядном положении, о чем сказал Зеленский: “пора бы уже нам выстроиться и вместе создать систему коллективной безопасности”. Пока есть разногласия и неуверенность европейцев, Путин этим пользуется. Хотя, судя по выступлению Макрона, он решительно готов действовать, и захват российского танкера из теневого флота показывает, что в принципе Франция готова. В любом случае, по итогам встреч Путина со спецпосланниками Трампа прояснится, будет ли этот план каким-то образом подписан, или же вновь отправлен на доработку.
Путин пообещал миллиард Трампу в Совет мира, как постоянный членский взнос, который должен отправиться в Газу. Помимо этого, Путин говорит, что остальные активы можно потратить на восстановление пострадавших во время войны с Украиной территорий. Во-первых, он не уточнил, каких именно территорий, тех, которые он оккупировал, или которые пострадали? Во-вторых, может ли это быть намёк на репарации?
– Думаю, что на встрече с Кушнером и Уитткоффом это и должно проясниться. Почему? Потому что и Уитткофф, и Кушнер – девелоперы, которые занимаются недвижимостью, строительством, то есть это застройщики. Соответственно, под этим брендом Совет мира по Газе скрывается желание и Кушнера, и Уиткоффа застроить Газу. Кушнер запостил фотографию, сгенерированную ИИ, как через два года должна выглядеть Газа: там хай-тек, как из Сингапура. И то же самое с Украиной.
это большие ресурсы
Путин может им предложить войти в качестве застройщиков прежде всего на территории оккупированные, но и на те территории украинские, которые находятся под контролем Украины – с тем условием, что они будут эти “госзаказы” делить, если заходят российские застройщики и американские. Это американскую сторону может заинтересовать, это большие ресурсы, там речь идёт о 800 млрд долларов, колоссальная сумма.
Дороже, чем Гренландия, по оценке NBC.
– Восстановление Украины – огромные суммы. Если уж маленькая полоса Газы требует сотен миллиардов долларов, представьте, чего требует восстановление территории Украины. Плюс ко всему там и экологическая катастрофа, и разминирование. Это 50-60 млрд долларов требует, как говорят специалисты. Так что всяким дельцам есть где развернуться.
Встреча с Махмудом Аббасом в день приезда американской делегации – это совпадение?
– Она так или иначе встроена, потому что Совет мира – это как раз вопрос об управлении Газой пост-хамасовской. Россия, конечно, хочет там поучаствовать. Махмуд Аббас не имеет прямого отношения к Газе, но он руководитель Палестинской автономии. Возможно, символически это приурочено.