Госдума приняла закон о проведении в Москве и Московской области эксперимента по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Депутаты объявили, что эксперимент будет способствовать снижению количества правонарушений и преступлений в миграционной сфере. Его могут распространить на другие регионы, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Действие закона затронет иностранцев, за исключением несовершеннолетних, дипломатов и граждан Беларуси.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин рассказал, что поставил следователям задачу совместно с МВД и Росгвардией участвовать в рейдах "по местам, где собираются мигранты", чтобы выявлять тех, кто недавно получил российское гражданство, но не встал на воинский учёт.
Бастрыкин отметил, что 80 тысяч "таких граждан России" уже "отловлены", а 20 тысяч "молодых граждан РФ, которым почему-то не нравится жить в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, находятся на передовой".
В 2024 году российские власти резко ужесточили правила трудовой миграции и контроль над мигрантами. Это сопровождается кампанией по критике мигрантов и рейдами полиции.
В России, по самым скромным подсчетам, живут более шести миллионов мигрантов. В этом году заработал реестр "контролируемых лиц" - система учета нелегальных мигрантов. Многие получают клеймо "нелегала" по ошибке.
Для чего власть усиливает контроль над мигрантами и как это может отразиться на гражданах России - поговорим в программе с политиком Михаилом Лобановым и экспертом по вопросам миграции Дилшодом Абдурахмоном.
Борьба с мигрантами в России вышла на новый уровень: власти собираются отслеживать их местоположение с помощью специального мобильного приложения. Закон об этом приняла Госдума РФ. С 1 сентября эксперимент по слежке проведут в Москве и Московской области, он продлится четыре года. Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что мобильное приложение будет собирать информацию о геолокации иностранных граждан. К 1 сентября мигранты будут обязаны пройти дактилоскопию и биометрическое фотографирование, сообщить о месте фактического проживания и зарегистрироваться в специальном мобильном приложении, с помощью которого власти и будут определять, где они находятся.
Кроме того, с 30 июня этого года, перед тем как отправиться в Россию, иностранец будет обязан предоставить информацию о целях своего въезда. Заявление нужно будет подать через мобильное приложение RuID - аналог "Госуслуг" для иностранцев. Если власти перестанут получать от них геолокацию на три дня или больше, мигрантов могут включить в реестр контролируемых лиц, то есть запретить им находиться в России.
О том, как к новому закону относится мигрантское сообщество, и чего ещё трудовые мигранты ждут от российских властей – говорит эксперт по вопросам миграции Дилшод Абдурахмон:
Россия знает о положении мигрантов дома, и поэтому принимает такие античеловеческие законы
-Если честно, нас это не очень удивило. После того, как началась война в Украине, в Российской Федерации было принято много антимигрантских законов. Что касается этого закона - я считаю, что это один из вариантов принудить мигрантов для заключения контракта на СВО. Это делается и ведётся целенаправленно, по особой программе, для того, чтобы у мигранта не было других вариантов. Потому что диктаторы в среднеазиатских республиках, откуда мигранты едут в Россию, ничего не делают для того, чтобы их поток стал меньше, и человек нашёл работу у себя на родине. Их это не заботит. Дома у мигранта невыносимое положение, поэтому ему приходится ехать в Россию. Россия знает о положении мигрантов дома, и поэтому принимает такие античеловеческие законы.
Конечно, после такого отношения отток мигрантов из России будет усиливаться. В данный момент, я думаю, в Германии уже работает больше 50 тысяч таджиков, они трудятся во всех европейских странах и очень хорошо ценятся. Таджики едут на работу в Южную Корею, в арабские страны, мигранты ищут другие варианты, потому после теракта в "Крокусе" были приняты эти невыносимые законы. Кроме того, экономическая ситуация в России очень плохая. С такими законами, с таким отношением, с такими погромами, я думаю, любой здравомыслящий человек будет думать о другом варианте. По поводу возможных протестов властей тех стран на притеснения своих граждан в России – я этого не жду. Особенно от таджикского диктатора Эмомали Рахмона, который находится у власти больше 30 лет, и его главная задача – сохранить отношения с Россией и не лишиться своей власти. Другие вопросы его не беспокоят, - уверен эксперт по миграции Дилшод Абдурахмон.
В 2024 году, после терракта в "Крокус Сити Холле", российские власти начали резко ужесточать правила трудовой миграции и контроль над мигрантами. Это сопровождается государственной кампанией по критике мигрантов, многочисленными полицейскими рейдами, уголовными делами против чиновников, нарушавших правила учёта и контроля миграции. Власти приняли закон, запрещающий принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком. Глава СК Александр Бастрыкин заявил о росте преступности среди мигрантов.
Подробных данных он не привёл, речь может идти о нарушении новых миграционных правил. Ранее Бастрыкин хвастался, что силовики "отловили" 80 тысяч мигрантов, которые недавно стали гражданами России, но не встали на воинский учёт. 20 тысяч из них уже находятся на передовой, гордо отчитывался глава СК России. В их поимке по "местам, где собираются мигранты", участвовали МВД и Росгвардия. Власти отслеживают мигрантов самыми разными способами. К примеру, в Санкт-Петербурге доложили о запуске системы распознавания "этнической идентичности" на 8 000 камерах.
О вкладе в борьбу с мигрантами главы СК России Александра Бастрыкина и о ужесточении антимигрантской риторики и политики в стране говорит политик Михаил Лобанов:
Теперь чиновники в очень дорогих костюмах соревнуются, кто из них - больший ультраправый сумасшедший
- Что касается громких антимигрантских заявлений главы СК Бастрыкина - мы видим, что российский режим уже много лет сдвигается в такую сторону откровенных ультраправых веяний. То, что раньше было маргинальной позицией от всяких любителей теорий заговора, за последние пять с небольшим лет стало мейнстримом. Теперь чиновники в очень дорогих костюмах, на высоких постах соревнуются, кто из них - больший ультраправый сумасшедший. Здесь есть общий курс, в рамках которого дальше отдельные люди находят возможность для самореализации. Я не думаю, что Бастрыкин посылает кому-то какие-то сигналы, что добивается через это какого-то дополнительного веса, но видно, что ему это ему прямо нравится.
Это какой-то его внутренний расизм, его националистическим установкам дан зеленый свет, и он может себе позволить то, что 10-15 лет назад он так откровенно себе позволить не мог. Или, по крайней мере, если это и начиналось, он натыкалась на реакцию общества, и кто-то или что-то заставляло его сдерживаться. По мнению Бастрыкина, россияне, которые видят его выступление, должны считать, что он такой брутальный белый мужчина, который не боится выступать против мигрантов, приезжих из других стран, имеющих кожу другого оттенка. И по его мнению, они должны этим проникнуться и разделять его неприязнь и неприятие других людей. Забыть о реальных проблемах, которые их окружают – социальных, экономических, связанных с войной. Вот это то, чего бы ему хотелось. И дальше пропаганда и грамотные средства массовой информации, пытаясь добиться этого эффекта, используют его цитаты.
Разные люди, которые не находятся на заплате у Кремля, тоже пытаются использовать эту риторику для своих игр, выхватывают эти цитаты. И стыкуют их со своим ксенофобским мировоззрением. Я неоднократно видел примеры, когда антимигрантские высказывания сопровождались отсылкой к заявлениям Бастрыкина. Причём это делали люди, которые в предыдущий год или даже сейчас по каким-то другим вопросам демонстрируют оппозиционную позицию по отношению к Кремлю. Почему-то так сложилось исторически, что антимигрантская повестка кажется им выгодной. И они цитируют Бастрыкина как своего кумира, как человека из власти, который не боится поднимать эти важные, как им кажется, проблемы. И на основе этого требуют от остальных людей из власти делать то же самое - как бы соревноваться в этой ненависти к созданию проблем людям, приехавшим из других стран, - полагает политик Михаил Лобанов.