Ссылки для упрощенного доступа

Отрицательный рост рубля


США и Великобритания ввели санкции против Московской биржи
США и Великобритания ввели санкции против Московской биржи

Что будет с рублём? | Санкции США и Мосбиржа без доллара и евро

США и Великобритания ввели новые санкции против России. Под ограничения попали Московская биржа и Национальный клиринговый центр (НКЦ). Из-за этого биржа приостановила торги в долларах и евро. В некоторых банках и обменниках вырос курс обмена валют, хотя Центробанк России заявляет, что, несмотря на проблемы биржи, граждане и компании могут покупать и продавать доллары через российские банки, а стоимость валют рассчитают через цену на китайский юань. Как теперь будет действовать Центробанк? Как запрет американской и европейской валюты на Московской бирже отразится на экономике РФ? Что ждёт рубль? И как ручное управление экономикой отразится на кошельках граждан? Ищем ответы на эти вопросы в эфире программы “Лицом к событию”. Эксперты: финансист Александр Коляндр и политолог Борис Пастухов. Ведущий Иван Воронин.

Сегодня поговорим об отрицательном росте. В День России под американские санкции попали Московская биржа, Национальный клиринговый центр и Национальный расчетный депозитарий. Торги валютой на Московской бирже прекращены. 13 июня санкции против биржи ввела и Великобритания. Последний зафиксированный курс доллара – 89 рублей, но это у Центрального банка. Разгон по продаже доллара в банках долетал до 200 рублей. Санкции против Московской биржи могли ввести еще два года назад, и уже тогда Центробанк к этому активно готовился. Вот один из пунктов указа Центробанка от 10 октября 2022 года.

Центробанк к этому готовился
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:33 0:00

Центробанк будет высчитывать средний курс по отчетам банковских сделок по купле-продаже валюты, уже на этом основании объявлять свой курс с 13 июня. На сайте Центробанка долго висели вчерашние котировки, ближе к эфиру появились новые: доллар – 88 рублей 20 копеек, евро – 94 рубля 83 копейки. То есть рубль, по мнению Центробанка, укрепился после санкций. А в московских банках все куда динамичнее и неоднозначнее: доллар на продажу в районе 93–95 рублей, местами до 99. Но найти наличные доллары в Москве теперь будет задачкой со звездочкой. Вывод долларов США, евро и гонконгских долларов приостановили крупные брокеры. В целом на внебиржевом рынке обвалов не произошло.

Что с рублем?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:37 0:00

Российская экономика по-прежнему достаточно зависима от доллара, считает экономический обозреватель Радио Свобода Максим Блант. Поэтому эмоциональная реакция рынка, по его словам, была ожидаемой – грядет дедолларизация и юанизация:

Максим Блант про рубль, доллар и юань
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:10 0:00

Можно ли говорить, что рубль действительно укрепился после санкций против Мосбиржи? Мнение приглашенного эксперта Центра анализа европейской политики Александра Коляндра:

– Бежать в обменные пункты и немедленно покупать доллары – это стандартная реакция позднесоветского и российского обывателя. В мире что-то происходит – беги, покупай доллары, а тут еще непонятные санкции, кто-то хочет что-то заработать. Я не думаю, что запрет биржевых торгов долларом приведет к каким-то катастрофическим последствиям – это не превращает доллар в полностью неконвертируемую валюту, это не запрещает доллар на территории России.

Наступит ли дальнейшая дедолларизация? Да, безусловно, наступит

Сделки будут продолжать проходить на внебиржевом режиме. Да, это будет сложнее, потому что теперь не покупатель покупает у биржи, а он должен искать продавца, но они друг друга находят. Так работает валютный рынок в очень многих странах мира, работает без особых проблем. Наступит ли дальнейшая дедолларизация? Да, безусловно, наступит. Торговля евро и доллара на Московской бирже уже была меньше половины всех валютных сделок. Растет товарооборот с Китаем, растет зависимость от юаня. Никто не хочет брать на себя санкционные риски, связанные с долларом и евро.

Но это не означает, что теперь в России будет все из Китая, потому что доллары по-прежнему можно будет покупать. Проблема тут основная, на мой взгляд, в том, что, во-первых, это будет приводить к тому, что будет выгоднее покупать в Китае, чем, например, в Германии, в силу того, что на рынке будет больше юаней. Во-вторых, зависимость от юаня плоха тем, что курс юаня к доллару устанавливает не мировой валютный рынок, а Коммунистическая партия Китая. Юань не является полностью конвертируемой валютой, курс юаня не является свободным. Поэтому привязка в общем свободно плавающего рубля к несвободному юаню – это несколько извращенная связь, в каком-то смысле связь нетрадиционная и противоестественная, – считает Александр Коляндр.

Бывают ситуации, когда государство намеренно создает параллельные валютные рынки, желая помочь национальной экономике в условиях ограниченного доступа к иностранной валюте. В России пока об этом речи не идет. Об опытах с параллельными курсами в других странах нам рассказывает Илья Козин:

Как государство намеренно создает параллельные валютные рынки
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:57 0:00

Реакция российских чиновников на новые санкции была довольно скудной. С чем может быть связана такая осторожность по этому поводу? Говорит политолог Борис Пастухов:

– Я думаю, это довольно разумная реакция, потому что сама эта мера не является внезапной, о ней говорили последние два года, к ней готовились. Роль доллара в российской экономике существенно упала, никаких тектонических сдвигов завтра не предвидится. То есть это история о том, что люди испугаются, люди одумаются, побегут в обменники. И чем меньше на эту тему говорить, чем обыденней к ней относиться, тем, наверное, государству будет проще с ней справиться. Потому что если начать очень громко из всех утюгов кричать о том, что ничего такого не случилось, все хорошо, все под контролем, то все те люди, которые не слушают "злые вражеские голоса", они услышат из утюга, где правительство их успокаивает. В России правительство, успокаивающее население, что с экономикой все хорошо, – это обычно очень плохой признак. Об этом знают даже те люди, которые не интересуются санкциями и думают, что это их не касается. Поэтому, мне кажется, это разумная стратегия – игнорировать такие новости.

– Владимир Путин любит рассказывать о падении курса рубля как о таком благе: растет выручка от экспорта. Как, на ваш взгляд, отразятся новые санкции на российской экономике именно в политическом смысле, грядет ли сближение с Китаем финансово-экономическое?

Понятно, что сближение будет и дальше, никуда от него не деться

– Сближение с Китаем идет полным ходом. Та статистика, на которую я смотрю, это то, что на момент начала войны экспорт в юанях составлял 0,5 процента от общего объема экспорта, сейчас до новых санкций эта цифра была 40,5 процента. Понятно, что сближение будет и дальше, никуда от него не деться. Меня больше интересует здесь смысл и идеология тех людей, которые вводят эти санкции, чего они этим добиваются. То, что Россия идет на сближение с Китаем, шла на сближение с Индией, в том числе в торговом отношении, – это понятно. Выбрав тот курс, который выбрал Владимир Путин, никакого другого выхода у России просто не остается.

Почему Америка, а за ней Британия делают именно так, как они это делают, – это вопрос политический и немножко загадочный. Потому что они могли сделать это резко два года назад, введя все ограничения сразу, тогда бы мы увидели реальный обвал, но пока мы видим, что они толкают Россию к замыканию на Китай, возможно, рассчитывая, что медленное напряжение российской экономики, уменьшение эффективности и все большее и большее проваливание в сторону развивающихся стран поможет как-то сдержать российские амбиции. Но, с другой стороны, мне кажется, это противоречит политике тех же самых Соединенных Штатов, которые почти официально много раз говорили, что больше всего они боятся довести Россию до положения, когда она замкнется на Китай и станет полностью сателлитом Китая. Для них это история не об ослаблении России, а история об усилении Китая.

– Ставят ли эти конкретные последние санкции Россию в один ряд с тем же Ираном и с другими странами, которые решились на, по сути, параллельный курс национальной валюты?

– Мое ощущение, что все-таки нет. Именно потому, что эти санкции вводятся постепенно, пока российская экономика сохраняет высокую степень адаптивности. Все-таки санкции против Ирана или Северной Кореи гораздо более суровы прежде всего потому, что они были введены до того, как эти страны сумели найти методы запасного решения этих проблем. Тем не менее мы понимаем, что даже небольшое, на 1–2 процента, наращивание неэффективности экономики долгосрочно будет делать эффект снежного кома. Если санкции продержатся несколько лет, то, чем дальше, тем больше мы будем их ощущать, тем больше спадать в сторону всех тех странностей, которые присущи закрытым изолированным режимам.

XS
SM
MD
LG