Джо Байден назвал свой ответ на действия России "взвешенным и пропорциональным". В Вашингтоне уверены, что отношения с Москвой еще далеко не достигли дна, и призывают не сползать "по нисходящей спирали".
Белый дом и Министерство финансов США опубликовали сообщения о введении президентским указом нового пакета санкций в четверг ранним утром по вашингтонскому времени, а во второй половине дня со специальным заявлением по этому поводу выступил президент Байден. Его выступление, включая ответы на вопросы, заняло не более семи минут.
"Президент Путин позвонил мне в январе, когда я был приведен к присяге, чтобы поздравить меня. Я тогда сказал ему, что моя администрация очень внимательно изучит все данные, к которым мы получили доступ, касающиеся роли России, а затем примет решение, как мы на это ответим. Когда мы с ним снова говорили на этой неделе, я сказал ему, что в ближайшее время мы отреагируем взвешенно и пропорционально, потому что мы пришли к выводу, что они вмешивались в выборы, а их действия в отношении SolarWind были совершенно непозволительными. Сегодня я одобрил ряд шагов, включая выдворение нескольких российских должностных лиц как последствие их действий. Я также подписал исполнительный приказ, которым вводятся новые меры, в том числе санкции в отношении конкретных злонамеренных действий, предпринятых Россией в ущерб интересам США. Я был откровенен с президентом Путиным. Я сказал ему, что мог поступить жестче, но решил не делать этого. Я выбираю пропорциональный ответ. Соединенные Штаты не стремятся к эскалации напряженности и раздуванию конфликта с Россией. Мы хотим стабильных, предсказуемых отношений. Если Россия продолжит вмешиваться в нашу демократию, я готов к дальнейшим действиям".
Джо Байден высказался также в поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины. Вместе с тем он заверил, что не хочет дальнейшего обострения и рассчитывает на конструктивное взаимодействие с Кремлем. На вопрос, почему в числе причин для новых санкций отсутствует газопровод "Северный поток – 2", президент ответил так:
"Северный поток – 2" – сложный вопрос, затрагивающий интересы наших союзников в Европе. Я был против "Северного потока" продолжительное время, не только тогда, когда не занимал никакой должности, но и когда еще был вице-президентом. Но эта проблема по-прежнему актуальна".
Выступлению президента предшествовал брифинг высокопоставленных должностных лиц администрации, заявивших, что для США эти санкции – "дело принципа".
Как следует из опубликованных документов, санкции введены за злонамеренные действия России по трем направлениям, а именно: попытки вмешательства в выборы в США 2020 года, взлом компьютерных сетей компании SolarWinds, а также в связи с сообщениями о том, что российская военная разведка предлагала талибам вознаграждение за нападения на американских военнослужащих в Афганистане. Решение о санкциях принято на основании представленной разведсообществом США общей оценки угроз, исходящих от Москвы.
- Американским финансовым институтам будет запрещена покупка новых выпусков российского госдолга, размещённых после 14 июня на первичном рынке. Ограничение касается только прямой покупки у Центробанка, Фонда национального благосостояния или Министерства финансов.
- В список ограничений попали шесть российских технологических компаний, обвинённых в помощи российским спецслужбам. Среди них – военный технополис "ЭРА" в Краснодарском крае, в котором работают частные и государственные компании, привлечённые Министерством обороны. Остальные компании специализируются на защите информации, аудите IT-инфраструктуры и противодействии киберугрозам.
- Предусматривается также высылка из США десяти российских сотрудников разведки, работающих под дипломатическим прикрытием.
Разведданные о денежных вознаграждениях талибам предала огласке в июне прошлого года New York Times. Президент Трамп назвал их "фальшивой новостью", а кандидат в президенты Джо Байден критиковал его за то, что он не поднял этот вопрос в своих контактах с Владимиром Путиным. Сам Байден затронул эту тему в своем первом же телефонном разговоре с президентом России в январе этого года.
Данные американской разведки основаны на показаниях членов афганских криминальных группировок, подозрительных передвижениях и банковских трансакциях. Однако оба посредника, якобы имевших дело непосредственно с ГРУ, в прошлом году бежали из Афганистана в Россию с паспортами, выписанными специальным "паспортным столом" российской военной разведки.
Вот почему первый же вопрос о санкциях, заданный на брифинге пресс-секретарю Белого дома Джен Псаки, касался достоверности сообщений о вознаграждениях.
"Прежде всего я бы сказала, что мы сочли сообщения об этом достаточным поводом для беспокойства и для того, чтобы наше разведсообщество изучило эти сведения в рамках работы над общей оценкой. Степень достоверности информации о том, что сотрудники российской разведки старались поощрять нападения талибов на персонал США и коалиции в Афганистане, была оценена как низкая или средняя. Причина такой оценки состоит отчасти в том, что сообщения об этом исходят от лиц, находящихся в заключении, а также в сложной обстановке, в которой разведке приходится работать в Афганистане. Так что собрать эти разведданные и эти сведения непросто. Я бы сказала, что наше разведсообщество считает, что Главное разведывательное управление Генерального штаба управляет взаимодействием с отдельными лицами в афганских криминальных кругах".
Журналистов интересовала также эффективность санкций.
"США годами говорят о санкциях против России за ее плохое поведение. Как вам хорошо известно, в прошлом это их не удерживало. Почему мы должны ожидать, что эти новые санкции сделают то, чего не сделали предыдущие?
– Наша цель здесь не в эскалации. Наша цель заключается в том, чтобы назвать цену действий правительства России, которые мы считаем неприемлемыми. Некоторые из этих решений принимались по согласованию с нашими европейскими партнерами и союзниками. На наш взгляд, когда предпринимаются действия, которые неприемлемы, не соответствуют нашим интересам, которые, по нашему мнению, выходят за рамки того, что должно быть приемлемо для любой страны, с которой у вас есть отношения, – тогда эти действия должны иметь последствия. Мы не можем предсказать, какой эффект они произведут, но мы тем не менее считаем, что мы должны принимать меры в случаях неприемлемого поведения".
Несмотря на санкции, предложение Джо Байдена Владимиру Путину встретиться на нейтральной территории остается в силе. Об этом в четверг в интервью CNN заявил и советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан:
"Зачем приглашать на саммит того, кого считаешь убийцей?
– Ну, во-первых, в разгар холодной войны, когда у нас и у них тысячи ядерных боезарядов были нацелены друг на друга, когда Рональд Рейган объявлял Советский Союз "империей зла", саммиты у нас были. Лидеры ответственных стран встречаются друг с другом даже в самые трудные и мрачные времена. Президент Байден не верит, что мы с русскими находимся на таком уровне, но он считает, что наши отношения переживают очень сложный период и могут пойти по нисходящей спирали, если два лидера не встретятся и не обсудят различия в наших отношениях трезво и доверительно. Это не будет означать, что мы во всем согласны друг с другом или что президент Байден не будет защищать американские интересы со всей решительностью, но это означает, что он внесет свой вклад в обеспечение стабильности и предсказуемости в этих отношениях".
"Мы не думаем, что нам нужно продолжать движение по отрицательной траектории, – говорится в информационном сообщении Белого дома. – Однако мы будем защищать наши национальные интересы и обеспечивать негативные последствия для правительства России за его действия, направленные на причинение нам вреда".