8 февраля в подъезде своего дома был задержан саратовский коммунист Николай Бондаренко. Областного депутата, получившего широкую известность благодаря истории с "макарошками", полицейские хитростью выманили из квартиры, чтобы доставить в суд и оштрафовать. За три дня до этого коммунист заявил, что готов побороться с Вячеславом Володиным на предстоящих выборах в Госдуму.
Утром в понедельник в квартиру Николая Бондаренко позвонили и попросили выйти на улицу – его автомобиль якобы мешал выезду с парковки. Как только депутат оказался за порогом, его задержали.
– Если совсем честно, то, когда я вышел из квартиры, я был рад понять, что передо мной полицейские, – вспоминает Бондаренко. – В подъезде с утра почему-то не горела лампочка, хотя вчера вечером она горела. Когда я вышел утром в темный подъезд, услышал шорохи и увидел трех здоровых мужиков, я подумал, что со мной пришли разобраться по-другому. После того, как я услышал, что это полиция, я даже с некоторым облегчением вздохнул: лучше уж попасть в тюрьму, чем на кладбище.
Первый час после задержания прошел в томительном ожидании: о том, с какой целью Бондаренко увезли в отдел полиции, никто ничего не знал. Но о готовности "примерить на себя уголовные статьи" коммунист говорил еще 5 февраля на пресс-конференции КПРФ. "Мы все слышали заявление вице-губернатора Игоря Пивоварова о том, что меня будут обвинять в захвате отдела полиции, где хранится оружие, – сказал тогда Бондаренко. – Об этом он заявлял на последнем заседании думы, там же он сказал, что мною должны заниматься следователи".
Полицейские испугались этой толпы: объявили план "Крепость", стали говорить о попытке захвата
Эпизод с якобы захватом отделения полиции произошел во время акции протеста в поддержку Алексея Навального. 31 января Николай Бондаренко и его коллега по фракции в областной думе Александр Анидалов вышли на митинг для того, чтобы следить за действиями полиции и не давать ей превышать свои полномочия. Они заявили об этом в начале акции.
– Уже в самом конце, когда мы на крыльце облдумы общались с теми, кто вышел на митинг, до нас дошла информация: полиция задерживает участников акции, – рассказывает Анидалов. – Поскольку шествие и митинг проходили в двух районах города, то и задержанных везли сразу в два РОВД. Мы с Николаем разделились: я пошел в Волжский отдел полиции, а Николай во Фрунзенский. Поскольку Бондаренко у нас личность известная, то за ним прямо к отделу полиции пошла часть людей с акции. Полицейские испугались этой толпы: объявили план "Крепость", стали говорить о попытке захвата. Но Николаю удалось попасть внутрь, ему показали всех задержанных. Он убедился, что никому из них организация акции не вменяется, только участие.
По словам Анидалова, 4 февраля, во время очередного заседания областной думы, некоторые депутаты-единороссы публично просили правоохранительные органы разобраться с коммунистами, участвовавшими в акции 31 января. О том, что "надо бы завести дело и разобраться с нами", говорил с трибуны и вице-губернатор Саратовской области Игорь Пивоваров, отвечающий за политический блок.
Однако задержали Николая Бондаренко всё-таки по другой причине. Протокол в отделе полиции составили по части третьей статьи 20.2 КоАП РФ ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"). Потом коммуниста сразу же отвезли в суд, который назначил штраф в 20 тысяч рублей.
Я бы очень хотел поучаствовать в такой избирательной кампании, я чувствую большую поддержку граждан
Саратовские коммунисты полагают, что задержание Бондаренко – через 9 дней после несанкционированного шествия и митинга у дверей областного парламента – собственно с акцией не связано. Дело в том, что в пятницу на пресс-конференции КПРФ Николай Бондаренко заявил, что готов баллотироваться в Государственную думу, если партия доверит ему это.
"Я уже говорил, что хочу пойти против самого сильного кандидата, – заявил тогда он. – До недавнего времени считалось, что основным кандидатом от "Единой России" пойдет господин Панков. Но тут по заявлениям, я не знаю, правда или неправда, Вячеслав Викторович Володин сказал, что он пойдет на выборы. Я надеюсь, что партия поручит мне. Я бы очень хотел поучаствовать в такой избирательной кампании, я чувствую большую поддержку граждан".
"Макарошки" как старт в большую политику
С полицией Николай Бондаренко сталкивается не в первый раз – однажды полицейские пришли в студию, которую он оборудовал в саратовском горкоме КПРФ, прямо во время прямого эфира. Полицейские пытались вручить ему повестку: тогда коммуниста заподозрили в нарушении законодательства о предвыборной агитации.
Николай Бондаренко, вступивший в КПРФ еще в 2007 году, обрел популярность два с половиной года назад. Осенью 2018 года депутаты саратовского регионального парламента совместно с чиновниками социального блока обсуждали возможности повышения прожиточного минимума для пенсионеров. На тот момент он составлял 7176 рублей (сейчас он не намного выше – 8566 рублей). Коммунисты требовали увеличить его как минимум на 500 рублей, тогдашний министр занятости, труда и миграции области Наталья Соколова парировала – прибавки в 288 рублей будет вполне достаточно. Заседание закончилось, а спор между коммунистом и чиновницей продолжился. Бондаренко предложил Соколовой продержаться месяц, потратив на еду половину от прожиточного минимума – 3500 рублей. На что чиновница ответила, что "макарошки и кефир везде стоят одинаково", но статус министра не позволяет ей принять вызов.
После того как видеозапись спора была опубликована, Бондаренко, как и обещал, месяц продержался на скудном рационе, который смог позволить себе на три с половиной тысячи рублей. А вот Соколова и недели не продержалась в кресле министра – губернатор Валерий Радаев уволил ее за "пренебрежительное отношение к темам, имеющим жизненную важность для людей".
За месяц "министерской диеты" коммунист потерял шесть килограммов веса физического, зато набрал политический вес, который в дальнейшем стал только расти. Бондаренко привлекал к себе внимание яркими акциями в областном парламенте, поддержкой протестных акций федерального и регионального масштабов и резкой критикой в адрес действующей власти на платформах YouТube и Instagram.
Например, летом и осенью 2018 года, когда коммунисты поддержали протест против пенсионной реформы, Николай Бондаренко повел около 500 человек, собравшихся протестовать под кумачовыми флагами, к зданию областного правительства. По дороге участники шествия скандировали антипутинские и антиправительственные лозунги. Они дошли до проходной областного правительства и стали требовать встречи с губернатором Валерием Радаевым. Правда, была суббота, и к протестующим никто не вышел.
В 2019 году Николай Бондаренко регулярно появлялся на митингах против строительства завода по уничтожению химического оружия в саратовском райцентре Горный.
Сейчас он проявляет себя в областной думе: за его громкую и резкую критику коллеги-депутаты несколько раз порывались выключить ему микрофон. В июле прошлого года во время такой перепалки в него швырнул бутылкой с водой депутат-единоросс Анатолий Ципящук (попал в голову), а затем другой единоросс Дмитрий Чернышевский применил к Бондаренко боевой прием. На следующее заседание Бондаренко пришел с кулером, полным воды. Поверх бутыли были наклеены надписи "Жидкость для охлаждения ЕдРа" и "Оружие депутата".
Довольно часто саратовские депутаты-коммунисты приходят на заседание областной думы с плакатами на социальные темы. Например, осенью прошлого года повесили плакаты "Отсутствие лекарств – геноцид", "Переполненные больницы – геноцид", "Нехватка врачей – геноцид". Как раз в этот момент региональная система здравоохранения испытывала чудовищные перегрузки: из-за нехватки коек для пациентов, нуждающихся в срочной госпитализации в связи с заболеванием COVID-19, сотрудники скорой помощи ставили больных в очередь, забирая их в госпиталь не меньше чем через сутки после вызова; из аптек пропали необходимые для лечения препараты; очередь на компьютерную томографию легких даже в частных клиниках была на месяц вперед, а стоимость услуги выросла больше чем в два раза по сравнению с "доковидным" режимом.
4 февраля, в день, когда, по словам Анидалова, коллеги-единороссы назвали их с Бондаренко преступниками и предателями, коммунисты завесили свою трибуну транспарантом "Нет политическим репрессиям".
Силовики против политиков
Депутат Саратовской областной думы Александр Анидалов уверен, что задержание его товарища и последующий суд – это реакция политиков на заявление Бондаренко о планах баллотироваться в Государственную думу.
Я убежден, что обида и негодование власти будут только нарастать
– Конечно, в условиях приближения выборов в Государственную думу мои недавние заявления, что я планирую выдвигаться, и, если будет возможность, выдвигаться именно против спикера Госдумы господина Володина, обострили ситуацию, – согласен с однопартийцем Николай Бондаренко. – Но я морально к этому готов, как и любой, кто сегодня принял решение заниматься политикой и бороться с антинародным режимом. Тем не менее, я убежден, что обида и негодование власти будут только нарастать, и одним административным делом всё это для меня не закончится.
Бондаренко с решением суда о штрафе в 20 тысяч рублей не согласен и планирует обжаловать его сначала в областном суде, а после и в Верховном, поскольку уверен, что надежды на суд второй инстанции нет – "правосудие в Саратове давно умерло".
– Я считаю, что решение суда необъективно и вынесено по указке сверху, – говорит депутат. – Это сделано с целью заткнуть рот каждому, кто не согласен, каждому, кто борется с системой. На моем примере, на примере других политических активистов, которые сидят или находятся под следствием, власть пытается посеять страх, создать атмосферу давления, репрессий, чтобы все молчали на своих кухнях и позволяли себя дальше грабить.
Политолог Аббас Галлямов, напротив, предполагает, что инициатива по задержанию Николая Бондаренко, которого он считает "ярким, перспективным политиком", принадлежит исключительно силовикам.
Репрессии в отношении коммунистов, особенно таких ярких и заметных, будут способствовать дальнейшей радикализации партии
– С точки зрения политического менеджмента это событие совершенно невыгодное власти, – объясняет он. – И без того низовой актив КПРФ сейчас радикализуется, оказывая давление на верхушку с требованием присоединиться к протесту в поддержку Навального. В этом смысле репрессии в отношении коммунистов, особенно таких ярких и заметных, будут способствовать дальнейшей радикализации партии, которая является второй по численности в стране. А это точно не отвечает интересам режима.
Также Галлямов считает, что задержание Бондаренко никак не может быть на руку Вячеславу Володину, поскольку это работает в конечном итоге на раскрутку коммуниста, а значит, против Володина. По мнению политолога, региональные политические элиты не в силах "заказать" того или иного политика, поскольку силовики в своих действиях ориентированы на федеральный центр. К тому же они не привыкли задумываться о политических последствиях своих действий, и такие сложные категории, как настроение избирателей, рейтинги, выборы, их никогда не интересовали.
– Это абсолютно в рамках репрессивного тренда. Видно, что гражданские власти этот процесс практически не контролируют, – говорит Галлямов. – Политический менеджмент к происходящему тоже имеет самое отдаленное отношение. Поэтому все так получается коряво, через пень-колоду, и в результате ведет не к ослаблению протестных настроений, а, наоборот, к их усилению.