Еще недавно политологи прогнозировали, что после запланированных на 13 сентября муниципальных выборов Ульяновская городская дума может стать "красной". "Единая Россия" в регионе настолько непопулярна, что ее кандидаты скрывают принадлежность к ней, и протестные голоса легко могла бы собрать оппозиция от КПРФ. Но включился административный ресурс, и регистрация части кандидатов этой партии была отменена судом по формальному поводу, который не принимали во внимание во время нескольких предыдущих выборов.
В знак протеста 17 августа в центре города коммунисты начали бессрочную акцию: около обелиска Славы на площади 30-летия Победы был разбит палаточный городок. Депутаты от КПРФ открыли здесь круглосуточную приемную. Каждый вечер руководитель областной организации КПРФ, депутат Госдумы Алексей Куринный вел отсюда прямые эфиры в Youtube. 29 августа палаточный лагерь коммунистов был свернут. Как пояснил Радио Свобода депутат Законодательного собрания Виталий Кузин, это произошло в связи с тем, что в областном суде рассмотрены все апелляционные жалобы лишенных регистрации кандидатов, и этот этап борьбы закончен. Следующий этап – Верховный суд. Регистрации для участия в выборах лишены 12 кандидатов от КПРФ из 40.
В 1990-х годах Ульяновскую область относили к так называемому "красному поясу" России, но уже более 15 лет регион возглавляет единоросс Сергей Морозов. В последние годы недовольство партией власти растет, чем пользуются коммунисты из КПРФ. Два года назад они победили на выборах в Законодательное собрание области по партийным спискам, хотя "Единая Россия" удержала большинство в основном за счет сельских депутатов-одномандатников и административного ресурса. Несколько кандидатов от КПРФ тогда неожиданно снялись перед самыми выборами, как полагают, в результате прямого запугивания. Тогда же коммунисты взяли львиную долю мест в городской думе Димитровграда, второго по величине города Ульяновской области, мэром которого был Морозов до своего губернаторства.
В этом году команда Морозова приложила максимум усилий, чтобы затруднить КПРФ путь в гордуму Ульяновска. Для этого было принято несколько политических и политтехнологических решений. В конце 2019 года Заксобрание одобрило закон, разрешающий городам менять систему выборов в представительные органы муниципальной власти. В начале 2020 года Ульяновская гордума отменила смешанную систему представительства (половина – по партийным спискам, половина – одномандатники) и ввела мажоритарную, увеличив число городских округов с 30 до 40.
В восемнадцати избирательных округах голоса у кандидатов от КПРФ будут отбирать зарегистрированные однофамильцы, а то и не один. Помимо них, еще и обласканная Сергеем Морозовым партия-спойлер ("Коммунисты России") под руководством депутата областного Заксобрания Максима Сурайкина. Она размещает в городе баннеры с нелепым лозунгом "Скумбрия полезнее курицы". Есть еще политическая реклама, призывающая голосовать против всех, тоже от политтехнологического спойлерского проекта.
Это, как считают в руководстве КПРФ, имеет целью превратить выборы в цирк и помешать гражданам участвовать в них, что на руку "Единой России". Но все это, а также трехдневное голосование и неделя, выделенная для досрочного голосования, не давало единороссам, как считает Алексей Куринный, полной уверенности в победе. Поэтому было решено добиваться через суд снятия кандидатов от КПРФ.
После окончания процесса регистрации "Коммунисты России" понесли в суд типовые административные иски к Ульяновской городской избирательной комиссии с требованием аннулировать регистрацию кандидатов от КПРФ. Основания у всех истцов были схожие: выдвиженцы от КПРФ сдали в избирком не протокол областной конференции, которая принимала решение об их выдвижении, а выписку из протокола. На этом основании, а также по ряду других формальных причин суд аннулировал регистрацию 19 кандидатов от Коммунистической партии России. Позднее удалось восстановить 7 из них, в том числе через областной суд. Обжалование продолжается.
Независимый кандидат, юрист Константин Толкачев, который также через суд добился снятия своего оппонента от КПРФ, утверждает, что юридические претензии, оформленные в виде иска, – это нормально: "Это политическая борьба, речь идёт о конкуренции, – заявил он. – Они [коммунисты] бастуют из-за собственной безграмотности, а надо бы сейчас изучать всю судебную практику России, связываться со своим московским руководством, искать то, что обоснует их позицию".
В КПРФ считают, что выискивать "заковырки и запятые" – политическая трусость, а не политическая борьба, которая в первую очередь должна быть конкуренцией программ. Юридические же препоны были придуманы исключительно для того, чтобы не допустить сильных кандидатов. "Это новый способ, который стал применяться против КПРФ", – комментирует депутат Куринный.
Юридическая грань здесь действительно тонка и, как следует из практики Верховного суда, непринципиальна. Областной закон о муниципальных выборах говорит, что партийные выдвиженцы, претендующие на депутатские места, должны сдать в избирком протокол партийной конференции о своем выдвижении. По уставу КПРФ решения конференции оформляются постановлениями или резолюциями. Чтобы не снабжать своих выдвиженцев полным постановлением с перечислением имен всех, кого выдвинули для участия в выборах, обком КПРФ оформил им заверенные выписки из постановления, удостоверяющие их выдвижение. Это, как объясняют в руководстве партии, было сделано также и для того, чтобы не нарушать закон о персональных данных (пришлось бы брать согласие у всех 40 выдвиженцев). За минувшие десять лет, что КПРФ участвовала в избирательных кампаниях, в избирком всегда сдавали выписки из протоколов конференции, и это не вызывало возражений. Более того, зарегистрированные кандидаты других политических объединений – ЕР, ЛДПР, "Справедливая Россия", – также использовали выписки из протоколов, но только документы КПРФ вызывали шквал исков и отмену регистрации.
Ульяновский политолог, доктор политических наук Нина Дергунова недоумевает, почему районный суд встал на сторону оппонентов КПРФ. "Что выписка, что протокол – кардинально это ничего не меняет, – сказала она в интервью Радио Свобода. – Вряд ли коммунисты хотели добровольно сократить свое участие в выборах. В выписке указаны все данные – на бланке партии, с печатью. Суд мог признать протокол и выписку равноценными. В протоколе могут быть разные вопросы, в том числе и выдвижение кандидатов. Но зачем сдавать весь протокол, где могут быть разные, в том числе хозяйственные вопросы? Для этого и делается выписка. Но суд увидел в этом нарушение".
В самой партии считают, что все это противоречит практике Верховного суда России, который как минимум дважды постановил, что по таким основаниям снимать кандидатов с выборов нельзя. "И они будут восстановлены, – уверен Куринный. – Но Верховный суд будет заседать либо накануне выборов, либо после, то есть наших товарищей выбьют из гонки, а прецедента, чтобы у нас отменяли результаты выборов по таким причинам, не существует".
В том, что случилось, коммунисты обвиняют в том числе и городскую избирательную комиссию, которая по закону за три дня до принятия решения о регистрации кандидатов должна была указать им на недостатки в пакете документов, чтобы оставалось время на их исправление. "Это обычная практика, – комментирует Куринный. – Ну, не нравится вам выписка, – мы принесем постановление на все 40 человек, хотя это глупость. Но горизбирком своих обязанностей не выполнил. Мы уверены, что его специалисты и готовили основу для исков".
Удивительно, что горизбирком, приняв якобы дефектные документы у КПРФ и зарегистрировав их кандидатов, впоследствии даже не пытался отстоять свою позицию в суде, целиком сдавшись на его усмотрение. В одном таком процессе заместитель председателя горизбиркома Александр Крашенинников сказал, что избирком проинформировал кандидатов о порядке предоставления документов, о требованиях, которые к ним предъявляются, и на этом посчитал свою роль выполненной. "Избирательная комиссия не вправе выборочно отдельным кандидатам что-либо рекомендовать", – цитируется его выступление в решении суда. Кандидаты вправе устранить недостатки в своих документах, но при этом "комиссия не может принять новые документы под видом устранения недостатков". Представитель избиркома признал, что документы выдвиженца КПРФ не соответствовали требованиям, но комиссия при этом большинством голосов его зарегистрировала.
Все административные иски были поданы против горизбиркома, который не разглядел нарушений или намеренно закрыл на них глаза, но никакой ответственности за это он не понес, что дает КПРФ лишние основания полагать, что устранение кандидатов было спланировано заранее.
– Нет ни одного частного определения суда в отношении горизбиркома, – говорит Куринный. – Например, одному нашему кандидату в комиссии неверно подсказали, чтобы тот указал род занятий – "временно неработающий" вместо "безработный", и это потом послужило основанием для его снятия. После такого количества ошибок комиссия должна быть распущена. Но "ручной" суд не выносит частных определений и вынуждает наших сильных кандидатов отвечать за эти ошибки.
Председатель горизбиркома Вадим Андреев давно совмещает руководство комиссией с должностью в руководящей структуре регионального отделения партии "Единая Россия": он член регионального политсовета партии, заместитель секретаря отделения по агитационно-пропагандистской работе. О том, что такое совмещение должностей представляет собой конфликт интересов, ему указывали неоднократно, но безрезультатно. Просьбу Радио Свобода прокомментировать ситуацию со снятием кандидатов-коммунистов Андреев проигнорировал.
Поняв, что ряды их кандидатов выкашиваются административными приемами, коммунисты пошли в народ и занялись прямой политической агитацией. Сначала на площади 30-летия Победы появилась бессрочная депутатская приемная, а 20 августа коммунисты провели перформанс под названием "Похороны выборов". Катафалк с надписью "Позор Морозову" под похоронный марш проехал по центральным улицам Ульяновска, черный гроб с надписью "Выборы 2020 Ульяновск" оставили у входа в здание областного правительства. Ограниченные возможности для информирования заставляют коммунистов прибегать к нетрадиционным способам агитации. Например, по городу разъезжает микроавтобус с громкоговорителем, из которого ульяновцы узнают, что их лишают законных механизмов смены власти и что команда Морозова пытается через суд снять кандидатов от КПРФ с выборов. Кроме этого, коммунисты сегодня обращают внимание жителей на возможное несоответствие между доходами губернатора Сергея Морозова и его семьи и стоимостью элитной недвижимости и частного бизнеса, зарегистрированных на имя жены, дочери, матери и тещи Морозова. Алексей Куринный обратился к генпрокурору России Игорю Краснову с просьбой проверить, как доходы семьи ульяновского губернатора соотносятся с их расходами на приобретение дорогой недвижимости в Ульяновской области и в Подмосковье и почему доходы от продажи швейцарской недвижимости супруги Морозова не были отражены в декларации. Текст обращения к генеральному прокурору распространяется в виде листовки.
Палаточный лагерь коммунистов в центре города не нравился региональной и местной власти, поэтому предпринимались попытки вручить Куринному разного рода уведомления и постановления о несанкционированном публичном мероприятии. Депутат Госдумы ссылается на свой статус, ведь для административного производства в отношении него потребовалось бы решение Госдумы по заявлению Генпрокуратуры. Дважды работники мэрии пытались водрузить рядом с площадью знак для автомобилистов "Остановка запрещена", второй раз – при поддержке полиции. Знак потребовался, чтобы убрать с площади автомобили с "антиморозовскими" плакатами КПРФ, но ничего не получилось.
Нина Дергунова считает, что исключение большого числа коммунистов из предвыборной гонки повлияет на результаты голосования, так как усиливает позиции оппонентов партии. Политолог обращает внимание на то, что инициатором судебных процессов во всех случаях выступили не кандидаты от "Единой России", поэтому эту партию формально нельзя обвинить в устранении конкурентов.
– ЕР как бы в стороне, и это явно не Сурайкин сообразил так сделать, а скорее всего, подсказали из штаба ЕР или администрации губернатора, – считает эксперт. – Но весь негатив перейдет на Сурайкина и КР, а единороссы скажут: "Это спор разных коммунистов". ЕР вроде как ни при чем, но выигрывает именно она.
Еще один ульяновский политолог, Николай Васин, считает, что массовое снятие с выборов кандидатов от КПРФ не даст дополнительные голоса "Единой России", а повысит градус протестных настроений: у людей не испарилось желание голосовать за смену власти, поэтому вероятна радикализация общественных настроений.
– Она происходит, когда людей лишают права сделать свой выбор и навязывают им другой, – говорит Васин. – То, что это вызовет массовое недовольство, – факт. Во что оно выльется – сказать сложно.
В организации КПРФ допускают, что многих ее снятых с выборов кандидатов не удастся вернуть, поэтому готовы применить стратегию "умного голосования", которую предложил Алексей Навальный и его команда для региональных и федеральных выборов. За несколько дней до открытия избирательных участков коммунисты обещают объявить своим сторонникам, за кого они рекомендуют голосовать в округах, лишенных их представителей.
Два года назад, когда на выборах в Законодательное собрание аналогичным образом пытались выбить из предвыборной гонки кандидатов от КПРФ, избиратели отдавали протестные голоса ЛДПР, а фракция этой партии заметно выросла. Политолог Николай Васин не исключает, что такое может повториться и на этот раз:
– Когда избиратели видят, что их кандидатов снимают и к этому причастна власть, они могут поддержать того, кто более не угоден власти. Не все хорошо разбираются в политике. Если не знать позицию Жириновского, то может сложиться впечатление, что он жесткий оппозиционер. Народ услышал мысль, мысль понравилась – народ проголосовал за кого угодно, лишь бы не за "Единую Россию". Кандидатов много, кампания бурная, есть интрига. Жесткое противостояние ЕР и КПРФ вышло за рамки приличия, избиратели теряют ориентиры, поэтому любые неожиданные кандидаты могут получить голоса.