Спустя год после выхода нашумевшего документального фильма о педофилии в католической церкви внимание польского общества вновь приковано к этой теме. Педофильские скандалы, похоже, становятся орудием политической борьбы.
Война фильмов
Весной 2019 года на YouTube был опубликован документальный фильм братьев Томаша и Марека Секельских "Только не говори никому". В нем жертвы священников-педофилов рассказывают о том, что с ними произошло. В фильме были показаны снятые скрытой камерой встречи жертв со священниками, которые поддерживали сексуальные контакты с малолетними. На данный момент документальный фильм на YouTube набрал более 23 миллионов просмотров – притом что население Польши составляет около 38 миллионов человек.
16 мая в сети появилась вторая часть фильма братьев Секельских – "Игра в прятки". В ней рассказаны истории, не вошедшие в первую картину, и идет речь о сокрытии церковью сексуальных преступлений. Фильм был также показан на главном оппозиционном канале TVN. "Этот фильм был снят, потому что есть еще много историй, которые нужно рассказать. По-прежнему многие жертвы ищут справедливости, и до сих пор церковь не отнеслась к ним с пониманием и сочувствием", – говорит режиссер Томаш Секельский.
Фильм, с которого всё началось: "Только не говори никому" (2019, по-польски с английскими субтитрами)
Выход "Игры в прятки" совпал по времени с премьерой другого документального фильма, посвященного этой теме. 20 мая Польское общественное телевидение TVP показало свой фильм о педофилии – на сей раз среди представителей творческой элиты. В картине документалиста Сильвестра Лятковского "Ничего не случилось" упомянуты польские знаменитости и бизнесмены, в том числе связанные с оппозиционной партией "Гражданская платформа". Уже после показа фильма прошла дискуссия, в ходе которой режиссер выступил с очень серьезным обвинением, в частности, против всемирно известного кинорежиссера Кшиштофа Занусси.
"Имя режиссера всплыло во время расследования сексуального преступления в отношении несовершеннолетних. Проблема заключается в том, что двоих парней вывезли из Варшавы, а после того, как они вернулись, они уже ничего не говорили. […] Я познакомился с мальчиком, которому было больше 16 лет, им воспользовался Кшиштоф Занусси. Мальчику было 16 лет, так что это уже не педофилия", – сказал режиссер Сильвестр Лятковский.
На войне все средства хороши
Оба документальных фильма вышли почти одновременно на телеканалах, которые представляют интересы власти и оппозиции. Некоторые комментаторы отмечают, что фильм Польского общественного телевидения TVP стал ответом на картину братьев Секельских о педофилии в рядах священников. Оппозиционные журналисты давно пишут о влиянии католической церкви на нынешнее польское правительство. Они отмечают неэффективность действий властей по борьбе с педофилией среди священников.
Журналист польского общественно-политического еженедельника Do Rzeczy и портала Wirtualna Polska Марцин Маковский в интервью Радио Свобода отметил, что работа над фильмом Сильвестра Лятковского о педофилии в творческих кругах началась позже, и именно поэтому его можно назвать ответом консервативных кругов на обвинения священников в сексуальных преступлениях.
Неважно, священник это или актер. Важно эффективно решить эту проблему
"В дискуссии после премьеры своего фильма на TVP Сильвестр Лятковский обвинил польские СМИ в том, что они однобоко рассматривают проблему педофилии, обвиняя только католическую церковь и закрывая глаза на сексуальные злоупотребления в отношении несовершеннолетних со стороны звезд телевидения, в частности TVN – конкурирующего телеканала. Несмотря на то что содержание фильмов никоим образом не противоречит друг другу, общественное мнение разделилось. Поляки пытаются выяснить, в каких кругах проблема педофилии более распространена, но при этом они приуменьшают само ее значение. К сожалению, педофилия стала элементом существующего ныне в Польше идейно-мировоззренческого конфликта. Мы стараемся не замечать саму проблему, которая на самом деле не касается только какой-то профессиональной группы. Ведь речь идет о человеке, который становится преступником и разрушает жизнь другого человека. Неважно, священник это или актер. Важно, чтобы польское государство и католическая церковь эффективно решили эту проблему", – отмечает Марцин Маковский.
Несмотря на то что речь идет о страданиях и сломанных судьбах жертв, эта тема используется и политиками. Первый фильм о педофилии в церкви был показан накануне выборов в Европейский парламент весной прошлого года. Сейчас же дискуссия о педофилии происходит на фоне подготовки к президентским выборам, которые были запланированы на 10 мая, но из-за пандемии коронавируса отложены. Вероятной датой голосования правительство называет 28 июня.
"В фильме братьев Секельских показаны грехи католической церкви, а поляки отождествляют консервативную партию "Право и справедливость" именно с церковью. Это, конечно, отразится на рейтингах партии, – продолжает журналист Марцин Маковский. – С другой стороны, часть общественности так же восприняла фильм Сильвестра Лятковского. Они считают, что режиссер хотел показать, что проблема педофилии существует не только в церкви, что оппозиция использует эту тему как политический инструмент против правых, но одновременно представители леволиберальных кругов сами являются фигурантами скандальных дел. Это в каком-то смысле партийно-политический конфликт, который существует в Польше уже многие годы. Все это может повлиять на выборы, хотя мне кажется, что не в такой мере, как год назад, во время премьеры первого фильма братьев Секельских. До этого в Польше не было настолько сильных свидетельств о педофилии в церкви. Фильм "Только не говори никому" стал огромным потрясением для общества. К сожалению, это не привело ни к каким последствиям. Сегодня тема педофилии не настолько шокирует, к ней как бы привыкли, поэтому она имеет не такое большое влияние на ход политической борьбы. К сожалению, польское общество разделилось на два политических лагеря, и даже трагедия детей может быть использована в этом противостоянии".
Справедливость для жертв
Скандалы, связанные с педофилией среди священнослужителей, происходили во многих странах, виновные были наказаны, но только не в Польше. После премьеры фильма "Только не говори никому" было сделано много громких заявлений, прозвучало множество обещаний, но не все из них были исполнены.
Это в каком-то смысле партийно-политический конфликт, который существует в Польше уже многие годы
Чтобы понять, насколько массовой является проблема педофилии в рядах священников, польский фонд "Не бойтесь" представил интерактивную карту. На ней отмечены населенные пункты, где были зафиксированы случаи сексуальных преступлений и злоупотреблений в отношении детей со стороны священнослужителей. Карта была создана на основе информации, представленной в региональных и общенациональных СМИ. На нее нанесены преступники и подозреваемые, их жертвы, а также населенные пункты, из которых в фонд "Не бойтесь" поступали сообщения от потерпевших.
На карте отмечено 259 жертв, 63 виновных, которым были вынесены судебные приговоры, 50 дел, о которых сообщали СМИ, и 35 заявлений. Черным цветом на карте отмечены населенные пункты, в которых совершали свои преступления священнослужители, осужденные за педофилию; оранжевым – места, где католические священники, вероятно, сексуально домогались детей. Эти дела не были рассмотрены в суде, в частности, из-за истечения срока давности. Серым цветом отмечены населенные пункты, жители которых обращались в фонд "Не бойтесь". Эти люди подверглись насилию со стороны священнослужителей в детстве. Бордовым цветом обозначены города и села, откуда родом жертвы домогательств католических священников, которые обратились в фонд. Они пожелали сохранить анонимность, поэтому на карте лишь ориентировочно обозначено место преступления.
Весной 2019 года Сейм Польши одобрил правительственный проект поправок к Уголовному кодексу, который, в частности, призван ужесточить наказания за педофилию. За особо тяжкие сексуальные преступления в отношении детей законом предусмотрены до 30 лет лишения свободы. 15-летний возраст был установлен в качестве граничного возраста уголовно-правовой защиты от педофилов. Кроме того, был создан реестр педофилов, и теперь можно проверить, не работает ли в той или иной школе или детском саду человек, находящийся в этой базе данных. Часть информации, находящейся в ней, засекречена, и к ней имеют доступ только сотрудники правоохранительных органов.
Тогда же, год назад, тогдашний заместитель министра юстиции Польши Патрик Який опубликовал статистику, представляющую род деятельности преступников, осужденных за педофилию. В 2019 году среди 877 человек, отбывающих наказание за сексуальные преступления в отношении малолетних, 275 не имели конкретной профессии, 144 были временными работниками, 50 осужденных работали каменщиками, 22 – кладовщиками, среди осужденных оказался 21 фермер и 19 разнорабочих. За такого рода преступления отбывали наказание, среди прочих, шесть учителей и один психолог. Наконец, за преступления сексуального характера в отношении детей были осуждены двое католических священников и один монах. "Сухие данные. Пускай каждый сам делает выводы", – написал тогда замминистра юстиции. Выводы из этой статистики действительно можно сделать какие угодно: то ли масштабы распространения педофилии в церковной среде крайне преувеличены, то ли слишком небольшое количество "педофилов в сутанах" попадает под суд.
Нельзя делать вид, что этой проблемы нет, но нельзя и говорить, что педофилы есть только среди одной профессиональной группы
В сентябре 2019 года генеральный прокурор Польши создал комиссию по расследованию эпизодов, представленных в фильме братьев Секельских. Но только сейчас президент Польши Анджей Дуда и премьер-министр Матеуш Моравецкий назначили представителей в государственную комиссию по расследованию случаев педофилии.
Говорит журналист Марцин Маковский: "Второй фильм братьев Секельских "Игра в прятки" показал систематическое замалчивание таких преступлений некоторыми иерархами. Я лично разговаривал с примасом Польши (глава католической церкви страны, с 2014 года эту должность занимает архиепископ Войцех Поляк. – РС). Он однозначно сказал, что никоим образом нельзя оправдывать педофилов в сутанах. На сегодняшний день католическая церковь создала различные учреждения для борьбы с педофилией, появилась такая должность, как делегат епископата по вопросам защиты детей, был создан телефон доверия. Но церковь не может лишь реагировать на фильмы или публикации в прессе. Проблему необходимо решать вне зависимости от заинтересованности этой темой СМИ. Перед церковью еще много работы. Существуют каноническое право и церковный суд, которые рассматривают такие преступления, прежде чем они попадают в руки прокуроров. Поэтому надо улучшить сотрудничество в расследовании и наказании за такие преступления между церковью и польским государством. Нельзя делать вид, что этой проблемы не существует, но нельзя и говорить, что педофилы есть только среди одной профессиональной группы".
Автор – сотрудник Русской службы Польского радио