Люди, которые находятся на двухнедельной самоизоляции, стали внезапно получать штрафы даже в тех случаях, когда они ни разу не выходили из дома. При этом оперативно узнать, за что именно наложен штраф, практически невозможно – постановления не приходят на почту, а сайт "Госуслуги" не дает никакой развернутой информации. Все это лишает людей возможности понять, что именно они нарушили, и обжаловать наложение штрафа как можно скорее.
Политический аналитик, сотрудник партии "Яблоко" Владимир Перевалов перешел на удаленную работу еще 16 марта и с тех пор не выходил на улицу. 19 апреля у него внезапно поднялась температура, которая держалась целый день, поэтому он решил вызвать скорую помощь. Фельдшер осмотрел его и сказал, что это ангина, но на всякий случай приедут врачи. На третий день врачи приехали в противочумных костюмах, взяли у Владимира мазок на коронавирус и дали подписать постановление о самоизоляции – его подписали Владимир и его родители.
– Я не воспринимал карантин трагично. Я могу работать из дома, смотреть разные хорошие фильмы и читать умные книжки. Мы полностью подготовились к тому, чтобы не выходить никуда, я даже купил себе штангу, чтобы тренироваться.
Врачи сказали, что если результат анализа на коронавирус будет положительный, то с Владимиром свяжутся, а если отрицательный, то связываться не будут, но через две недели можно будет выходить из дома. Его также предупредили, что к нему могут приходить врачи и участковый, но за все время лечения с Владимиром никто не связывался и не интересовался его состоянием.
29 апреля ему пришло СМС-сообщение, в котором было написано о необходимости установить приложение "Социальный мониторинг" на время самоизоляции. Вот только на тот момент в App Store этого приложения еще не было, то есть владельцы айфонов не могли установить его себе. Владимир попытался дозвониться на горячую линию, чтобы рассказать о проблеме, но не дозвонился. То же самое произошло и на следующий день. Через некоторое время приложение все же стало доступно в App Store, и Владимир сразу же установил его себе. Но по какой-то причине приложение не присылало уведомления о том, что нужно фотографироваться, поэтому Перевалов сам периодически открывал приложение и проверял, нужно ли ему сделать селфи.
– Приложение очень простое. В обычном режиме, когда не нужно себя фотографировать, там есть дата, время, заряд батарейки и надпись о том, что данные о местонахождении передаются. Больше там нет ничего. Когда нужно отметиться, открывается экран, в котором нужно сделать свою фотографию. Она не сохраняется в приложении, посмотреть ее потом нельзя. И так как уведомлений не было, я сам заходил в приложение даже спросонья, чтобы проверить, нужно ли мне фотографироваться.
3 мая у Владимира Перевалова закончился период самоизоляции по постановлению. Позже он увидел в фейсбуке пост юриста о том, что сейчас людям выписывают штрафы, но чтобы узнать об этом, нужно зайти на сайт "Госуслуги". Так Владимир узнал, что ему выписали три штрафа по четыре тысячи рублей: два за 3 мая и один за 4 мая. При этом 4 мая, уже после окончания самоизоляции по постановлению, "Социальный мониторинг" все еще запрашивал у Владимира фотографии в течение дня. За что именно его оштрафовали, Перевалов не знает – он не выходил из дома с 9 апреля и регулярно фотографировал себя в приложении.
Как объясняет юрист Иван Ежиков, из-за приложения "Социальный мониторинг" людей штрафуют по множеству причин.
– У кого-то просто показания геолокации мотались влево-вправо и в какой-то момент вышли за 50 метров, предусмотренных регламентом. Кто-то не услышал предупреждение от программы о том, что нужно срочно сделать селфи, и не сделал его вовремя – людей за это штрафуют. Кого-то штрафуют за то, что у человека, например, был айфон, а для айфона некоторое время этой программки не было вообще, то есть ее нельзя было установить. Людям говорили: "Да, да, да, мы вам привезем смартфон, передадим вам его", но передавали его через день-два, а за предыдущие дни штрафовали. Люди поставили программу, но оказалось, что поздно. И самый потрясающий случай. Обратился ко мне человек, который живет не в Москве. Он был в Москве, когда организовывал госпитализацию своей заболевшей мамы. После этого он уехал к себе в Мытищи, никакое предписание ему не оформлялось. Он просто на листке бумаги написал, что здесь не проживает и будет карантин самостоятельно соблюдать в Мытищах. Человек уже 8 или 9 дней в Мытищах, и последние 5 дней ему приходят штрафы. Он не ставил приложение, он не сфотографировался для видеокамер. И очевидно, что в Мытищах московских видеокамер нет, но каждый день человеку выписывают 4 тысячи рублей штрафа. У него этих штрафов уже 20 тысяч!
Владимир Перевалов отмечает, что планшет, который выдают людям на самоизоляции, действительно можно ждать очень долго. Его друг, у которого телефон не поддерживает никакие приложения, ждет свой планшет уже неделю.
– У меня нет никаких вопросов к карантину, – говорит Перевалов. – Я даже обрадовался, потому что у меня дома много непрочитанных книг и непросмотренных фильмов. Я не трачу три часа в день на дорогу, а работаю из дома. Я сделал себе дома тренажерный зал. Мне нормально. Но я попал в "Паноптикум" Фуко. Вместо того, чтобы читать умные книжки, я сам попал в "Надзирать и наказывать". И при этом надзирают очень плохо – через какое-то приложение, которое очень криво работает. У меня есть много друзей за границей, в той же Италии, которые сами сидят по домам, – я все понимаю. Но получается, что если бы я не вызвал себе скорую, то ничего со мной бы не случилось. Я бы и сам догадался попить антибиотики. Помимо того что я выпал из жизни на некоторое время из-за болезни, меня еще и наказывают. Заболеть теперь уже нельзя. Получается, я проявил инициативу и сознательность, меня наказали за это.
Это может случиться с любым человеком, у которого есть симптомы ОРВИ и который вызвал себе врача. На днях заведующий отделением терапии в ГКБ 40 Андрей Гришковец описал, что ожидает людей, которые обратятся в поликлинику по поводу любого ОРВИ.
Светлана Быстрова, которая находилась на самоизоляции две недели, тоже не знает, за что ей выписали два штрафа по четыре тысячи рублей. 20 апреля у Светланы поднялась температура, и так как она слышала по телевизору призыв связываться с медиками сразу, чтобы выявить болезнь на ранней стадии, она вызвала врача на дом. Быстровой сказали, что у нее ОРВИ, но предупредили, что ей нужно будет две недели находиться дома.
– Врач дала мне на подпись две бумаги – постановление о самоизоляции и согласие на лечение на дому (есть в редакции). Я не ожидала никакого подвоха, прочитала все по диагонали и подписала. Согласие на лечение на дому врач забрала с собой, но я сфотографировала его. Поздно вечером я почитала повнимательнее, что там написано. Я обнаружила в документе, который врач унесла с собой, фразу о том, что я проинформирована врачом о положительном результате теста на коронавирус и что у меня подтвержденный диагноз COVID-19. При том, что я видела этого врача впервые и вообще только заболела.
После того как Светлана написала жалобы во все возможные инстанции, врач из поликлиники пришла снова, порвала подписанное ранее соглашение и взяла мазок на коронавирус. Но только у Светланы – ее семью не тестировали и не обязывали находиться на самоизоляции. О результатах теста Быстрова ничего не знает до сих пор. Она не получала никаких СМС о необходимости установить приложение "Социальный мониторинг" и поэтому не пользовалась им. О самом приложении она узнала только из соцсетей. (Обновление. Приложение "Социальный мониторинг" упоминалось в постановлении об изоляции. По словам Быстровой, из этого документа ей не было понятно, что она обязана его установить и что в ином случае она будет оштрафована. Из соцсетей Быстрова узнала о том, что приложение устанавливают после получения СМС, которое она не получила).
– Я не смогла выяснить, за что эти штрафы. Меня никто не фотографировал, приложение я не скачивала и никуда не выходила. Я позвонила в "Билайн" и попросила распечатку входящих, чтобы были доказательства, что меня никто не оповещал. Я прочла много аналогичных постов и предполагаю, что это, скорее всего, за то, что я не скачала приложение и не отмечалась. Больше не знаю, что мне еще могли придумать.
При этом Быстровой не пришло по почте постановление, которое необходимо для обжалования штрафа. Как рассказывает юрист Иван Ежиков, эти штрафы выписывает Главное контрольное управление города Москвы, которое все время занималось контролем госзакупок и расходованием денежных средств, а теперь контролирует нарушения самоизоляции.
– Главконтроль нагло нарушает требования КоАП, по которому в течение трех дней с момента вынесения постановления о штрафе это постановление должно быть направлено почтой лицу, в отношении которого оно вынесено. Есть люди, у которых постановления выписаны еще апрелем, но сами постановления до них до сих пор не дошли, хотя Почта России у нас работу не прекратила – письма ходят. Люди обращаются в Главконтроль с запросами – что вообще происходит, объясните?! Главконтроль им по электронной почте присылает подробнейшие ответы о том, почему они нехорошие и за что их оштрафовали, но отказываются к этим ответам приложить копию постановления, говорят: "А копия постановления вам отправлена почтой. Ждите!" И в результате люди не могут понять, что они нарушили. Даже те, кто нормально вроде бы поставил это приложение, пользуется, делает эти дурацкие селфи, получают штрафы. Они не знают, за что! Они не могут их обжаловать, потому что пока у тебя нет постановления, ты, естественно, не можешь написать жалобу. Я не нашел ни одного человека, который получил это постановление. А я знаю несколько десятков человек, которым выписаны эти штрафы. Такое впечатление, что Главконтроль эти постановления специально прячет, чтобы люди не могли понять, в чем их ошибка, и хватали новые и новые штрафы.
При этом далеко не каждый человек заходит на сайт "Госуслуги" регулярно, и не все люди зарегистрированы там. Поэтому возможна ситуация, в которой оштрафованный еще долгое время не будет ни о чем знать, а потом внезапно обнаружит у себя долг в несколько десятков тысяч рублей, если постановления все-таки дойдут до адресата.
– Что потом люди будут со всем этим делать – остается непонятно. Почему эти постановления от народа прячут? У меня одно объяснение, что они хотят, чтобы штрафов было больше, чтобы люди не понимали, как себя вести правильно. Потому что когда начинаешь читать порядок обращения с этим приложением, который Департамент информационных технологий написал, складывается такое впечатление, что его писал человек с дислексией. Я профессиональный юрист. Я 20 лет занимаюсь тем, что читаю нормативно-правовые акты. Вот этот документ я читаю, и мне приходится с карандашом его читать, чтобы вычленить из него смысл! Вроде русские слова, а в предложение они не складываются. И, соответственно, человек непрофессиональный может прочесть этот порядок 20 раз и не понять его, то есть его просто невозможно понять.
Как объясняет Иван Ежиков, формально можно подать жалобу по номеру постановления, который указан на сайте "Госуслуги". Но поскольку никто не знает, что именно было нарушено, непонятно, что именно обжаловать. Если просто заявить о несогласии со штрафом, суд скорее всего отклонит такую жалобу. Также можно сначала подать жалобу в Главконтроль, который выписывает штрафы.
– Но в сложившейся практике московских карательных органов – что парковки, что нарушение ПДД – практически никогда, кроме самых грубых ошибок, сами органы свои штрафы не отменяют. Если удается что-то отменить, то только через суд.
8 мая начальник главного контрольного управления Евгений Данчиков заявил, что ни один из 35 тысяч штрафов за нарушение режима изоляции в Москве не был обжалован.
Светлана Быстрова и Владимир Перевалов планируют обжаловать штрафы, хотя постановление они тоже пока что не смогли получить.
– Я бюджетник, работаю в вузе, я денег лопатой не гребу, – говорит Светлана Быстрова. – Я считаю это незаконным: непонятно, за что человека наказали, и выяснить не получается. Карательные меры применили, а ради чего я вызывала врачей? Моя семья не была протестирована, я была протестирована один раз, и то на фоне конфликта. Больше никто обо мне не беспокоился. Из-за чего я температурила две недели – я не знаю. Вместо трех тестов был сделан только один, КТ они не делают, потому что это только в тяжелых случаях назначают. Я не получила никакой помощи. Если бы я знала все это с самого начала, я бы не стала никого вызывать.
Проблемы с работой приложения "Социальный мониторинг" – это не единственная причина штрафов. Людей наказывают также за вынос мусора, за выход для встречи курьера, за визит в медицинское учреждение – всех их выявляют с помощью камер на подъездах. К Ивану Ежикову обратился человек, которые поехал сделать КТ по направлению врача и был оштрафован за это. Юрист отмечает, что ни у одного человека из тех, кто к нему обратился за помощью, не была подтверждена коронавирусная инфекция, при этом их контролируют даже через подъездные камеры.
– Федеральный кодекс об административных правонарушениях установил одну категорию, по которой регионы могут устанавливать штрафы по автоматическим камерам – это категория благоустройства. То есть формально статьи в московском кодексе, предусматривающие автоматическое выписывание штрафов по данным камер, могут касаться только благоустройства. Так и было долгое время, пока не начались "московские парковки". Чтобы тоже штрафовать автоматически, статью за нарушение правил оплаты парковки вписали в раздел "Благоустройство". То есть достаточно бредовая конструкция, но, к сожалению, Верховный суд счел, что парковки какое-то отношение к благоустройству имеют. Так и штрафуют. А сейчас статья 3.18.1 совершенно в другом разделе, она в третьем разделе – это не благоустройство. И по ней вообще выписывать штрафы с автоматических камер нельзя. Соответственно, Мосгордума, когда эту статью туда вписывала и вносила поправки в другие статьи московского КоАП, предусматривающего возможность штрафовать не только по камерам, но и по геолокации, по соцмониторингу, по данным банковских карт и еще черт знает по чему, она, по-хорошему, свои полномочия превысила и пошла вразрез с федеральным кодексом. Сейчас уже ряд московских муниципальных депутатов подали иск на противоречия этого закона федеральному кодексу и, соответственно, Конституции. Он пока не рассмотрен, но я так думаю, что к концу мая его рассмотрят. Формально все эти штрафы по 3.18.1, выписанные что с дорожных камер, что с подъездных камер, что с соцмониторинга, – незаконные и подлежат отмене.