Мэра и двух глав районов Праги взяли под охрану из-за угрозы со стороны России, пишет чешский журнал Respekt без указания на источник информации. По данным издания, власти опасаются, что им угрожает опасность после демонтажа памятника советскому военачальнику Ивану Коневу и подготовки установки памятной плиты бойцам Русской освободительной армии.
По данным издания, под охраной полиции находятся мэр Праги Зденек Гржиб, мэр района Ржепорые Павел Новотны и мэр района Прага 6 Ондржей Коларж. В первых двух случаях защита носит превентивный характер, пишет Respekt. Коларж уже получил угрозы убийством.
В интервью Радио Свобода староста района Ржепорые Павел Новотны подтвердил, что получил временную охрану, и рассказал, почему она была ему предоставлена.
– Когда вы получили охрану и по каким причинам?
– Единственное, что я могу подтвердить, – я получил краткосрочную охрану чешской полиции, но причину я, к сожалению, назвать не могу. Все вокруг говорят, что это из-за русских. Я могу только подтвердить, что у меня есть охрана, а если вы считаете, что она предоставлена безосновательно, то можете почитать социальные сети.
– Вам угрожали после того, как вы обнародовали у себя в фейсбуке информацию, что мемориальная доска в память об участии власовского движения в Пражском восстании уже готова и будет в ближайшее время установлена? Или после того, как в Праге 6 приняли решение о переносе памятника Коневу?
– Мне кажется, это не имеет значения. Если кто-то посылает открытые угрозы, обычно это значит, что от него не стоит ожидать реального нападения. Я получаю угрозы уже много лет. Обычно я даже не сообщаю об этом в полицию. Я никого не боюсь – страх был бы последней причиной, по которой я мог бы что-то предпринять. Я много лет в журналистике и знаю, что вербальные угрозы не превращаются в реальные. Если кто-то захочет меня убить – он сделает это и не будет предварительно письменно об этом сообщать. Конечно, я получаю угрозы, бывает и весьма агрессивные. По правую руку на моем столе лежат 50 анонимных писем, о которых ничего не известно полиции. Единственное, что я передал полицейским, – это два-три антисемитских письма, которые не имели отношения ко мне, но касались ненависти по отношению к евреям.
– А ваши коллеги, например, глава района Прага 6 Ондржей Коларж, тоже столкнулся с подобным потоком писем? Ведь и ему теперь положена охрана?
– Я прочитал об этом в новостях. Наверное, он тоже получил ее. Думаю, на это были причины. Он ведь убрал отвратительную статую убийцы. Но я не удивлюсь, если это связано с каким-нибудь мерзким письмом с угрозами.
– А вы получаете подобные письма с угрозами в том числе из России?
– Нет, к счастью, не получаю. Мне кажется, у них уже пропало желание разговаривать со мной. И я их понимаю. Интересно, что по российскому телевидению уже показали репортаж о том, что плита установлена. Им со мной теперь говорить сложно: я говорю правду, они говорят ложь. На нашей табличке написана чистая правда о власовцах – так, как все и было. Как я и обещал, в тексте нет никаких исторических оценок (На мемориальной табличке размещен текст о том, что в Ржепорые во время Пражского восстания руководством первой дивизии РОА было принято решение прийти на помощь восставшим. В тексте есть упоминание о неоднозначном восприятии исторической роли власовцев, однако подчеркивается, что без их помощи спасти Прагу от фашистских войск было бы невозможно. "300 военнослужащих Русской освободительной армии погибли за освобождение Праги", – написано на памятной плите. – Прим.РС)
– Когда эта мемориальная плита будет установлена?
– У меня не было в планах устраивать какие-то торжества по этому поводу даже тогда, когда не было эпидемии коронавируса. Мне нужен в Ржепорые покой. Когда карантин закончится – наступит война, это понятно, но по крайней мере будет спокойно в годовщину Второй мировой войны. Точную дату я говорить не буду, но к 5 мая я бы хотел, чтобы все памятники у меня в Ржепорые были в полном порядке. Две другие мемориальные доски, которые никого особенно не волнуют, уже сделаны и повешены, а что касается власовцев – то все готово, но я хочу занять оборону. Я намереваюсь защититься от тех, кто уже выжидательно потирает руки. Я сейчас раздумываю над тем, какую охрану установить рядом с этой табличкой. Я уверен, что тролли потянутся сюда, чтобы показать себя. И я хотел бы установить камеру с записью. Если сюда приедет пророссийский активист или ярый любитель Великой Победы, я хочу, чтобы он попал в ловушку, и я ее приготовлю, потому что мне кажется, что этот памятник не ждет легкая жизнь, – говорит староста района Ржепорые Павел Новотны.
По утверждению издания Respekt, чешские спецслужбы отследили прибытие в Прагу гражданина России, который может представлять опасность для Коларжа. Кроме того, они обнаружили перемещение группы российских разведчиков из России в Европу, что может быть связано с ситуацией.
3 апреля в Праге 6 был демонтирован памятник Коневу. Монумент будет перенесён в создающийся Музей памяти XX века. Снятие скульптуры вызвало резкую критику со стороны России, Следственный комитет возбудил уголовное дело о реабилитации нацизма. Коларж после снятия скульптуры заявил, что у памятника не было маски на лице, а она сейчас требуется всем жителям Праги, выходящим на улицу.
В Ржепорые в мае запланирована установка памятной доски бойцам коллаборационистской Русской освободительной армии, которые оказали вооружённую помощь Пражскому восстанию в 1945 году. Эта инициатива также вызвала резкую реакцию российских властей.
При Гржибе в Праге у российского посольства появилась площадь имени убитого оппозиционера Бориса Немцова и аллея имени убитой журналистки "Новой газеты" Анны Политковской.
Гржиб подтвердил изданию, что его охраняет полиция, но не уточнил причины охраны. Коларж отказался комментировать тему. Комментарий Новотны не приводится.