Ссылки для упрощенного доступа

Границы не спасают. Андрей Мальгин – о вирусах и ксенофобии


После того как Китай титаническими усилиями справился, кажется, со своей эпидемией, там теперь боятся "завозных" случаев. И не зря. По сообщению агентства Bloomberg, более половины случаев заражения инфекцией коронавируса, о которых Китай сообщил в минувшее воскресенье, были вызваны одним только рейсом из России в Шанхай 10 апреля. Конечно, почти все зараженные были китайцами, возвращавшимися из России, однако факт говорит, скорее, об эпидемиологической ситуации в России, а не в Китае.

Поможет ли в данной ситуации отмена авиасообщения между странами? Не уверен. Ведь все, кому надо куда-то попасть, всё равно туда доберутся, только более сложным путем. Возьмем тот же Китай. Из-за отмены рейсов китайцы теперь летят внутренними рейсами "Аэрофлота" до ближайших к границе российских населённых пунктов, а затем продолжают движение наземным путем. Появилось сообщение, что вирус обнаружен у 247 граждан Китая, прилетевших из Москвы во Владивосток на 18 авиарейсах с 28 марта по 5 апреля и въехавших на территорию КНР через пункт пропуска "Пограничный – Суйфэньхэ". Дальневосточная пресса переполошилась: скольких пассажиров внутренних российских рейсов заразили по пути возвращающиеся домой китайцы?

А вы ещё не забыли гонения на китайцев, которые имели место в разгар эпидемии в Ухани, когда болезнь ещё не пришла в Россию? Например, китайских студентов вдруг отчисляли из университетов и велели убираться из общежитий. Те оказались в полной растерянности, так как деньгами на дорогу их не снабдили, да и на родине этих людей не хотели видеть. Может, лучше было бы просто взять у них тесты? Ну и как, помогло изгнание китайцев?

В феврале, когда все только начиналось, мы с семьей поехали в город Помпеи, показать ребенку раскопки. Там ходили толпы, как нам казалось, китайских туристов. В большинстве своём они были в масках, но другие туристы или разбегались при виде этих групп изгоев, или как минимум смотрели на них укоризненно: ну что вы в самом деле в такой момент сюда приперлись, заразу разносите? Один невоспитанный ребенок даже пригрозил им кулаком. И тогда одна из туристок ему крикнула: "Мы японцы!" Надеюсь, ребенку стало стыдно.

Зато теперь стали появляться сообщения о том, что в Китае население нападало на европейцев, появлявшихся на улицах их городов без маски. Бросали в иностранцев камни. Теперь в Китае боятся заразы из Европы, и пропаганда неустанно работает в этом направлении.

Какая питательная среда для ксенофобии эта пандемия!

Можно понять правительства, которые, когда эпидемия начинает бушевать в соседних странах, закрывают границы. Политики учитывают мнение избирателей, а первая реакция избирателей – немедленно отгородиться от этих заразных китайцев, итальянцев, испанцев и так далее… Когда появились сообщения о массовых заболеваниях в Италии, Словения и Австрия полностью перекрыли свои границы с этой страной. В результате перед границей скопились многокилометровые очереди из грузовиков. Ведь Италия, хоть и на полуострове, – это транзитная страна, связывающая Балканы с остальной Европой. Во многих грузовиках был скоропортящийся товар. И что было делать тысячам водителей, оказавшимся в Италии словно в ловушке? Они ведь не итальянцы. Им надо где-то жить, чем-то питаться... В конечном итоге разум возобладал, и пропустили застигнутых врасплох. Однако помогло ли прерывание автомобильного, железнодорожного, авиационного сообщения соседям Италии? Статистика показывает, что нет.

Мир уже давно глобален, и границы – это весьма ненадежно и, я думаю, временно

Интересная ситуация сложилась в Швейцарии, которая тоже в меру сил самоизолировалась от внешнего мира. При этом положение дел с коронавирусом в трёх ее регионах (италоязычном, франкоязычном, немецкоязычном) с первых дней и до сих пор разное: "итальянские швейцарцы" болеют и умирают в разы больше, чем "немецкие". А ведь между швейцарскими кантонами никакой санитарной границы не воздвигнуто. Так что, может, не в границах дело? Может быть, в сегодняшнем глобализированном мире, где границы стали чем-то условным и почти стерлись, не стоит их восстанавливать? Вирус спокойно перешагивает через любые границы, очаги эпидемии могут захватывать территории как по одну, так и по другую сторону границы. Случай Ломбардии – тому подтверждение.

Да, специалисты указывают: необходимо изолировать регионы, в которых эпидемия поразила значительную часть населения. Но границы этих опасных областей не совпадают с национальными границами. Вот Китай, пусть и с некоторым опозданием, но изолировал провинцию Ухань, отрезав ее от страны, и это возымело эффект. Случаи заражения в остальных частях страны были единичными. По статистике в многонаселенном Китае на миллион населения в среднем пришлось 57 зараженных и 2 смерти от коронавируса. С каким бы подозрением ни относиться к китайской статистике, но картина явно отличается от европейской: в Италии на миллион населения 2638 зараженных и 338 умерших, в Испании еще хуже, 3638 и 380 соответственно. Да, в Италии сразу же объявили "красной зоной" и изолировали небольшой район, с которого началось распространение инфекции, однако неправильно оценили масштабы бедствия – надо было вводить ограничения на большей территории. В любом случае, когда эпидемия бушевала на севере страны, в южных районах было относительно спокойно, да и по сей день масштабы трагедии несопоставимы. Вирус бушует по каким-то своим законам, он вдруг останавливается перед невидимой границей. Но только каждый раз это не государственная граница.

Российско-китайская граница, которая была практически открыта для перемещения товаров и людей, не могла остановить распространение болезни. К счастью, Ухань расположен в тысячах километров от этой границы. Но думать, что по обе стороны границы ситуация с эпидемией будет как-то различаться, было бы ошибкой. Так что думается, неправы и те китайцы, которые ждут неприятностей от прибывающих из России, и те россияне, которые полагают, что государственная граница надежно защищает их от коварной болезни. Мир уже давно глобален, и границы – это весьма ненадежно и, я думаю, временно.

Борьба с этой пандемией – всемирная задача. Её не решить, разжигая ксенофобию и закрываясь в своих границах.

Андрей Мальгин – журналист и блогер, живёт в Италии

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG