Банковские счета основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, его жены Юлии, дочери Дарьи, сына Захара и родителей заблокированы по постановлению следствия. Это произошло в день третьей годовщины выхода документального фильма "Он вам не Димон" о коррупции в российском правительстве.
Доступа к своим счетам лишился и директор ФБК Иван Жданов. По словам Алексея Навального, счета заблокированы в рамках расследования дела об отмывании денег сотрудниками фонда – об этом свидетельствует сумма в 75 миллионов рублей, из-за которой произошла блокировка.
Ранее в связи с делом по обвинению в отмывании денег, возбужденным против ФБК, блокировались счета сотрудников фонда и штабов Алексея Навального.
Сегодня же стало известно, что против Навального в Арбитражный суд подан иск от имени бизнесмена Олега Дерипаски. На сайте суда его фамилия была написана как "ДерипаскО".
В интервью Радио Свобода Иван Жданов рассказал о неожиданной блокировке счетов и о том, считает ли он случайным тот факт, что эта блокировка совпала с очередной годовщиной выхода фильма ФБК о Дмитрии Медведеве:
– Как вы узнали, что ваши счета заблокированы? Заблокированы ли счета ваших родственников?
– Да, заблокирован счет моей супруги, моего отца, которые не имеют никакого отношения ни к деятельности ФБК, ни к его финансированию. Единственное их отношение – это то, что они являются моими родственниками. Поэтому очевидно, что это блокировка политическая, политическое преследование родственников оппозиционера. Как я узнал об этом? Достаточно просто. Несколько счетов в разных банках, блокировка происходит практически одновременно, какой-то банк отправил смс, после первого сообщения я уже посмотрел остальные счета и увидел блокировки.
– Предупреждали ли вас о том, что счета будут заблокированы? Вы проходите по делу об отказе удалить фильм "Он вам не Димон", но все-таки, наверное, какие-то шаги в этом смысле правоохранительные органы должны были предпринять?
– Уголовное дело [об отказе удалить фильм] "Он вам не Димон" – это отдельное, другое дело, хотя вчера была годовщина, трехлетие с того момента, как Фонд борьбы с коррупцией его выпустил. Это единственное совпадение с этими блокировками. Блокировки по другому делу – по 174-й статье, об отмывании денежных средств. Совершенно выдуманное дело, потому что ФБК финансируется совершенно прозрачно на пожертвования граждан. Что касается каких-то других юридических лиц, они не имеют прямого юридического отношения к Фонду борьбы с коррупцией. Поэтому очевидно, что тут просто выбирают точечно любых лиц, которые связаны с Алексеем Навальным, и блокируют им счета.
– В данном случае заблокированы и счета самого Алексея Навального. это впервые происходит?
– Да, и у Алексея Навального, и у меня счета блокируют первый раз. Хотя до этого момента многие сотрудники штабов Алексея Навального, многие сотрудники Фонда борьбы с коррупцией страдали от таких же блокировок.
– Вы уже упомянули о годовщине выхода фильма "Он вам не Димон", собравшего уже почти 34 миллиона просмотров. Вы связываете напрямую эту дату и блокировку счетов?
– Достаточно забавно, если они приурочили это к какой-то дате. Я надеюсь, что это совпадение. Но точно сказать невозможно. Какой-то иной причины для неожиданной блокировки наших счетов нет, не с чем больше связать, не происходили никакие больше события. Поэтому, наверное, какая-то связь все-таки есть.
– Уголовное дело против вас за отказ удалить этот фильм с YouTube, думаю, приносит вам массу неприятностей. Фильм уже разобран посекундно, многие его эпизоды даже превратились в мемы, его посмотрели более 33 миллионов человек, а вы по-прежнему отказываетесь его удалять. Может быть, пришло время это сделать, просто чтобы избежать дальнейших неприятностей?
– Во-первых, если бы я даже захотел это сделать, это YouTube-канал Алексея Навального, он лично распоряжается этим каналом, и это должно быть его решение. Я даже при всем желании не смог бы этого сделать. Во-вторых, все понимают, что вся информация, изложенная в фильме, правдива. Все подтвердилось, многие обстоятельства, и даже впоследствии подтверждалось, что решение Люблинского суда, на основании которого они просят удалить фильм, оно несправедливое. Недавно выходило расследование издания "Проект", где говорится о том, что Усманов, на самом деле, дарил другую дачу своей сестре (история с этой дачей стала одним из поводов для Усманова требовать удаления фильма. – Прим. РС). Отдел политики газеты "Коммерсант" уходил в полном составе из газеты из-за цензуры, что тоже является фактом, хотя по решению Люблинского районного суда – цензуры в газете "Коммерсант" нет. Поэтому информация эта правдивая. Да, есть неприятные последствия, потому что Фонд борьбы с коррупцией часто распространяет правдивую, но неприятную для жуликов информацию. Ну, с этим приходится жить, ничего страшного.
– Против Алексея Навального сегодня подан еще один иск – от Олега Дерипаски. С чем связан этот иск?
– Мы не знаем, мы не получили пока это исковое заявление. Это установление какого-то факта, а какой факт просит установить Дерипаска, может быть, о том, что он ангел, не знаю. Мы получим иск и узнаем, – смеется Иван Жданов.
Как выяснилось позже во вторник, Дерипаска требует опровергнуть как не соответствующую действительности информацию о том, что он пользуется неправильной и незаконной поддержкой государства в своем бизнесе, в частности, получая невозвратные кредиты. Сумма требований по иску составляет один рубль. В 2018 году США ввели санкции против Дерипаски и принадлежащих ему предприятий и компаний. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США считает, что Дерипаска занимался отмыванием денег для Владимира Путина. Дерипаска пытался оспорить введенные против него санкции в суде.
Дело против ФБК по обвинению в отмывании 75 миллионов рублей было возбуждено в августе прошлого года. Как сообщает "Интерфакс", пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать арест счетов Алексея Навального, Ивана Жданова и членов их семей. "В Кремле не занимаются банковскими счетами граждан Российской Федерации, поэтому это не к нам вопрос", – цитирует агентство слова Пескова.
Иван Жданов подчеркивает готовность Фонда борьбы с коррупцией пройти для защиты своих прав все инстанции – вплоть до Европейского суда по правам человека.