Ссылки для упрощенного доступа

Никаких извинений! Андрей Мальгин – о допинге и стыде


Российской лёгкой атлетики больше не существует. Всероссийская федерация легкой атлетики разгромлена. Лишена всех аккредитаций. Спортсмены не смогут выступать на Олимпийских играх даже в нейтральном статусе. Бывшее руководство ВФЛА не может приближаться к международным соревнованиям на пушечный выстрел.


Нельзя сказать, что этот гром прогремел средь ясного неба. Ситуация усугублялась постепенно, начиная с 2015 года. И что меня больше всего поражает, на всех этапах этого длящегося скандала международные организации оставляли России пути к отступлению. "Признайте свою вину, свои ошибки, и мы пересмотрим своё решение", – говорили российской стороне в международной федерации, в МОК, в ВАДА. Даже когда разразился скандал с подделкой документов прыгуна в высоту Данила Лысенко, ставший последней каплей, во Всемирной федерации легкой атлетики заявили: если представители России признают вину в этом деле, полное отстранение рассматриваться не будет. Ответ Москвы не заставил себя ждать, и это было полное отрицание всего и вся: "ВФЛА не согласна с обвинениями, которые выдвигаются [против неё], в связи с их необоснованностью и недоказанностью". И точка.

Российские спортивные чиновники сами, собственными руками отняли будущее у отечественных спортсменов. Вместо извинений – наглость, нахрапистость, демонстративное игнорирование общепринятых норм. И думаете, это только в легкой атлетике у нас так? Ничего подобного.

Иногда, правда, дают задний ход, но не по принципиальным вопросам. На чемпионате России по фигурному катанию среди юниоров вдруг в буфетах стали продавать воду с изображением дисквалифицированных спортсменов на бутылках. Когда фотографии широко разошлись по Сети и случился скандал, организаторы, смущаясь, заявили: это была не демонстративная акция, а небольшое недоразумение. Меры приняты: бутылки из продажи изъяли. Они бы еще продажу конфет советского бренда "А ну-ка, отними!" организовали – с изображением тех спортсменов, которые отказались возвращать олимпийские медали после дисквалификации. А ведь таких случаев было много, и спортивные власти – вместо того, чтобы выполнить решения международных федераций и спортивных судов, – разводили руками: ну а что мы можем сделать? На самом деле могли, но не хотели.

После того, как одиозный министр спорта Виталий Мутко, по всей вероятности, лично руководивший государственной программой допинга, всё-таки был снят с работы (правда, с повышением), за рубежом надеялись, что уж его преемник Павел Колобков покается за грехи предшественника. Он сам – в прошлом выдающийся спортсмен, должен понимать, к каким фатальным последствиям для спортсменов приводит упёртость спортивного руководства. Ничего подобного! Колобков сразу же заявил: "Российский спорт переживает трудное время, давление. Но пока мы едины, мы преодолеем все эти трудности, отстоим честь нашего спорта. Ведь правда на нашей стороне, нам есть чем и кем гордиться". Вот так: правда на нашей стороне! За что же извиняться, если правда на нашей стороне?

Возможно, все эти заявления рассчитаны на внутреннюю аудиторию. Здесь убеждены, что все проблемы России, в том числе и в спорте, – следствие заговора русофобов. Однако глупо было бы надеяться, что такие заявления не будут замечены в международных спортивных кругах. Напротив: за реакцией российских официальных лиц внимательно следят, всё ещё надеются обнаружить у российских чиновников признаки раскаяния и услышать от них хоть какие-то извинения. Но тщетно.

Вместо этого из России регулярно приходят новости одна удивительнее другой. То Мосгорсуд восстанавливает дисквалифицированного бобслеиста Александра Зубкова в статусе "олимпийского чемпиона на территории России". А ведь Зубков и сам был чиновником в разгар скандала: возглавлял Российскую федерацию бобслея и нёс флаг России на открытии Олимпиады в Сочи. То одно за другим сыплются сообщения о пойманных на допинге спортсменах, которые становятся депутатами местных парламентов, министрами спорта в областях и республиках, переходят на тренерскую работу в детские и юношеские спортивные школы. Вместо того, чтобы гореть от позора, они теперь будут учить молодое поколение: "Русские не сдаются!"

Почему у нас не принято извиняться за свои ошибки, нарушения и преступления?

Показательна судьба еще одного известного бобслеиста, Дмитрия Труненкова. Он, как и Зубков, был лишен олимпийской сочинской медали, но затем добился оправдания в Спортивном арбитражном суде за недостаточностью улик. Медаль ему вернули, однако в 2017 году его уже дисквалифицировала РУСАДА: в пробе нашли станозолол. И что же? После дисквалификации Труненкова назначили начальником Главного штаба детского военно-патриотического движения "Юнармия", а буквально на днях, по сообщениям местной прессы, ему собираются дать должность министра спорта Нижегородской области. А ведь он все ещё отбывает четырехлетнюю дисквалификацию за допинг. Допинг в Сочи доказать не удалось, но Труненков попался с поличным на чемпионате России – 2016!

Или вот Ольга Каниськина, именитая легкоатлетка, в прошлом чемпионка мира, обладательница золотых олимпийских медалей. Всех этих медалей она была лишена после того, как попалась на допинге. Причем Спортивным арбитражным судом было установлено, что употребление допинга было систематическим, что стало отягчающим обстоятельством при принятии решения. И что же? Уже после дисквалификации была назначена заместителем начальника Центра олимпийской подготовки. Дело получило огласку, из начальников Каниськину пришлось снять, однако она продолжает тренерскую работу в детской спортивной школе.

И это не единичные случаи. Это система. Три российских специалиста, отстраненные ВАДА в 2017 году за нарушение антидопинговых правил, продолжают работать со спортсменами. Владимир Мохнев был признан виновным в том, что давал российской бегунье инструкции, как делать инъекции эритропоэтина и как избежать выявления допинга. Валерия Волкова отстранили за то, что он призывал одну из легкоатлеток отказаться от допинг-тестирования на соревнованиях в 2015 году в Москве. Возглавлявший медицинскую комиссию ВФЛА Сергей Португалов, согласно докладу ВАДА, снабжал спортсменов запрещенными препаратами и скрывал их положительные допинг-пробы в обмен на долю от призовых. И вот все эти трое, оказывается, продолжают работать со спортсменами.

Когда до МОК дошла информация о том, что Зубков признан российским судом "олимпийским чемпионом на территории России", там сразу же сделали заявление: подобная практика является прямым нарушением Олимпийской хартии, и "если будет установлено, что положения Олимпийской хартии МОК не исполняются на территории РФ, то это может повлечь за собой самые жесткие санкции, вплоть до полного отстранения российских спортсменов от участия в Олимпиаде в Токио в 2020 году – как в составе Олимпийской команды России, так и под российским флагом".

Когда от тяжелоатлета Дмитрия Лапикова, в пробах которого нашли допинг, МОК потребовал вернуть бронзовую медаль Олимпиады в Пекине, он заявил: "Как вы себе это представляете? Кто-то ко мне приедет и скажет, чтобы я вернул медаль? А на каком основании я должен отдавать?.. Идет внешнеполитическая борьба, в жернова которой попался спорт России и стран бывшего СССР".

Причём спортсменам советуют не возвращать медали их тренеры. Махти Маккаев, тренер Хаджимурата Аккаева, который должен вернуть МОК бронзовую медаль Олимпийских игр 2008 года, заявил: "Хаджимурат не отдаст то, что ему принадлежит, и то, что добывал кровью и потом… Все это ложь и клевета". Муж и тренер метательницы молота Татьяны Белобородовой Николай запретил ей возвращать золото Олимпиады-2012 и бронзу чемпионата мира – 2005: "С нами ведут себя не по-человечески, и я не очень понимаю, почему мы сейчас должны вдруг вернуть медаль". Как почему? Неужели не ясно почему? После перепроверки допинг-проб обнаружен допинг!

Настало время наконец ответить на вопрос: а почему так происходит? Почему у нас не принято извиняться за свои ошибки, нарушения и преступления? Не умеют? Не хотят? А может, это запрещено самым высоким начальством?

Андрей Мальгин – журналист и блогер

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG