"В Рождество все немного волхвы", – писал Иосиф Бродский ещё тогда, когда не видел маниакальной подарочной суеты, которая охватывает Нью-Йорк, как и почти весь мир, в эти дни. Скептики жалуются, что коммерция приучила нас обменивать праздничное настроение на дорогие покупки. Но и те, кто соглашаются с этим, не отказывают себе в удовольствии дарить и получать подарки, часто, как в знаменитом рассказе О’Генри, совсем ненужные. Сейчас, однако, Америка получила один общий дар, который, как бы странно это ни звучало, устраивает почти всех: импичмент.
Трудно придумать столь печальный повод для радости, чем осуждение главы государства, но историческое решение Конгресса устраивает победителей и утешает проигравших. В первую очередь, конечно, рады сторонники Демократической партии. Наконец, после трехлетних мытарств и фальстарта доклада Роберта Мюллера, президента поймали за руку и публично “назвали кошку кошкой”.
Республиканцы-сенаторы никогда не отлучат Трампа от власти, разве что им представят его удостоверение агента ФСБ, подписанное Путиным
Об этом 11 часов вели речь конгрессмены на дебатах, которые таковыми не являлись. С упорной монотонностью демократы и республиканцы говорили мимо друг друга, обращаясь к своим избирателям. Первые раз за разом повторяли нехитрый, в общем-то, перечень преступлений Трампа, упирая на доказательства и свидетельские показания. Вторые, игнорируя услышанное, ссылались на волю 63 миллионов избирателей, отдавших свои голоса за президента. При этом, правда, никто не вспомнил про 66 миллионов других американцев, которые не выбирали Трампа, составив большинство электората в 2016 году. Интересно, что демократы не воспользовались этим аргументом, и правильно сделали. В суде побеждает не большинство, а закон. В данном случае – конституция, которую клянутся защищать выбранные власти вне зависимости от партийной принадлежности.
На этот раз конституция победила популизм: президента подвергли импичменту. И это навсегда, как сказал калифорнийский конгрессмен Тед Лью, “таким Трамп войдет в историю, и все будут знать, почему он осужден. Проще ведь и не бывает: никто не выше закона”.
Однако ненавистникам Трампа придется недолго радоваться. Они знают, что республиканцы-сенаторы никогда не отлучат Трампа от власти, разве что им представят его удостоверение агента ФСБ, подписанное Путиным. Во всех остальных случаях поражение Трампа в нижней палате обернется победой в верхней и большими шансами на переизбрание. Получается, что импичмент – подарок и для поклонников президента. Они и раньше видели в Трампе ритуальную жертву, отданную на заклание вашингтонским бюрократам, интеллектуальной прессе и прочим снобам. Роковые дебаты утвердили в этом всех желающих. Один из конгрессменов с Юга, где Трампа любят особенно трепетно, сравнил президента с Христом, а демократов-обвинителей – с коллективным Понтием Пилатом, который даже не умыл руки.
В такой ситуации, когда каждая половина страны уверена и в своей правоте, и в своём будущем, самое трудное – понять, как непримиримые антагонисты, не способные ни слушать, ни терпеть друг друга, могут ужиться в одной стране, под одним небом и общим законом.
Для этого нужно чудо, и оно называется Рождество. Сидя под одной из 15 миллионов спиленных в этом году елок, возле горящего камина, запивая праздничную трапезу горячим глинтвейном, никто не вспоминает о политике. В этот, пожалуй, единственный день в году мы не делимся “на эллинов и иудеев” и по-детски радуемся даже бесполезным подаркам, потому что в рождественскую ночь все дары – от волхвов.
Александр Генис – нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Генис: Взгляд из Нью-Йорка"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода