Конституционный суд России во вторник, 22 октября, начал рассматривать жалобу реабилитированных жертв политических репрессий, которые считают, что российское законодательство лишило их права на компенсацию отнятого у их родителей жилья.
В Конституционный суд обратились Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Республики Коми. Они родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930–40-е годы. Заявительницы хотят получить жилье в Москве, где их родители жили до репрессий, но жилищный департамент Москвы им отказывает, ссылаясь на установленные с 2005 года ограничения. Согласно этим ограничениям, для получения жилья в Москве они должны прожить там 10 лет, не владеть другим жильём или не иметь его в пользовании и быть малоимущими.
Заявители считают, что эти ограничения фактически не позволяют детям и родственникам жертв политических репрессий вернуться туда, где их семьи жили до репрессий. Одна из заявительниц, Евгения Шашева, рассказала, что родилась и провела свое детство в бараке, на севере, много лет чувствовала дискриминацию как "дочь врага народа" и сейчас вынуждена жить еще севернее того места, где жил в ссылке её отец. Адвокат заявителей Григорий Вайпан считает, что московские власти, а также власти многих других регионов отказываются от исполнения закона о реабилитации жертв репрессий. По мнению юриста, все ограничения, препятствующие исполнению закона, должны быть признаны неконституционными.
Жалобу ранее поддержал Совет по правам человека при президенте. Об этом говорится в письме совета за подписью его уже бывшего председателя Михаила Федотова (он был отправлен в отставку в понедельник). По мнению Федотова, жильё жертвам репрессий должно предоставляться во внеочередном порядке.
Жалобу ранее также поддержал правозащитный центр "Мемориал".
На открытом заседании в Конституционном суде во вторник выступили, в частности, представители Госдумы и Совета Федерации, которые считают, что нарушения Конституции в действиях московских властей нет, а для первоочередного получения жилья детьми репрессированных надо менять закон.
С такой позицией не согласился представляющий правительство России Михаил Барщевский: он считает, что правительство Москвы не имело права ставить дополнительные условия для реализации права людей на возвращение. Барщевский считает, что сегодняшняя власть ответственна за действия власти предыдущей – то есть обязана устранить негативные последствия “того произвола, беззакония и террора в отношении своего народа, которые творились в 1937, 1938 и последующих годах вплоть до смерти Сталина”.
Ожидается, что постановление Конституционный суд вынесет в течение месяца.