Ссылки для упрощенного доступа

"Грозит смертельная опасность": Виктора Кудрявцева выпустили из СИЗО


Виктор Кудрявцев во время судебного заседания, 2 августа 2018 года.
Виктор Кудрявцев во время судебного заседания, 2 августа 2018 года.

75-летнего учёного Виктора Кудрявцева, обвиняемого в госизмене, выпустили из следственного изолятора "Лефортово", изменив ему меру пресечения на подписку о невыезде. Об этом стало известно в пятницу, 28 сентября, из сообщения в фейсбуке адвоката Кудрявцева Ивана Павлова. В апреле этого года Европейский суд по правам человека потребовал от российских властей отправить Кудрявцева на лечение. После этого Министерство юстиции России попросило ФСИН перевести 75-летнего учёного из СИЗО в больницу. В СИЗО обвиняемому не давали необходимых медикаментов и не оказывали должной медицинской помощи, уверены его адвокаты.

Журналист Наталья Демина с разрешения родных Кудрявцева раскрыла диагноз, с которым его отпустили из СИЗО. По ее информации, у 75-летнего ученого диагностирован рак легких. Виктор Кудрявцев также болен сахарным диабетом, в заключении он перенес инфаркт.

Сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Виктор Кудрявцев был арестован 20 июля 2018 года. Учёного подозревают в передаче бельгийскому институту гидродинамики секретной информации о гиперзвуковых технологиях для комплексов "Авангард" и "Кинжал". Защита Кудрявцева утверждает, что ЦНИИмаш официально сотрудничал с иностранным институтом, программа сотрудничества была согласована на уровне правительства России, а все работы по ней были открытыми.

Сам учёный вины не признаёт. В ноябре прошлого года он отказался от сделки со следствием: по словам Кудрявцева, ему предлагали признать вину и дать показания на коллег в обмен на домашний арест.

О причинах освобождения Виктора Кудрявцева Радио Свобода рассказал его адвокат Иван Павлов:

Печально, что следствие шло к этому так долго


–То, что ему изменили меру пресечения, – это положительный факт. Печально, что следствие шло к этому так долго. Я обращаю вниманию, что мера пресечения с содержания под стражей изменена не на домашний арест и не на какую-нибудь более строгую меру пресечения, связанную с ограничениями. Ему назначили самую мягкую меру пресечения из всех, предусмотренных российским законодательством. И это с учетом того, что Виктор Кудрявцев обвиняется в одном из самых тяжких преступлений – в государственной измене, за которую Уголовный кодекс предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы. Существует несколько примеров, когда обвиняемым по таким преступлениям меняли меру пресечения на подписку о невыезде. Это дело Александра Никитина, который в 99-м году был оправдан: в 96-м году ему была изменена мера пресечения (содержание под стражей на подписку о невыезде), а в 99-м году он был полностью оправдан Санкт-Петербургским городским судом, а позднее и Верховным судом РФ. Дело многодетной матери Светланы Давыдовой, которую в 2015 году также обвиняли в госизмене. Она была арестована, провела определенное время в следственном изоляторе "Лефортово", а затем ей изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Позднее дело было полностью прекращено за отсутствием состава преступления, и прокурор принес ей официальные извинения от имени РФ.

Иван Павлов, руководитель Команды 29
Иван Павлов, руководитель Команды 29

–​ Что касается Виктора Кудрявцева – что смягчило сердца следователей? Почему они вдруг стали такие гуманные?

Пожилого человека с таким букетом заболеваний нельзя держать в условиях изолятора "Лефортово"


– Я думаю, что здесь комплекс обстоятельств. Надо иметь в виду и состояние здоровья, о котором мы говорили постоянно. Мы утверждали, что это несоразмерная мера. Пожилого человека с таким букетом заболеваний нельзя держать под стражей в условиях строжайшего изолятора "Лефортово". Следствие приняло во внимание это обстоятельство только сейчас, спустя более года, как он находится под стражей. Естественно, здоровье лучше не стало, здоровье стало хуже, – говорит адвокат Иван Павлов.

Виктор Кудрявцев в суде, август 2018 года
Виктор Кудрявцев в суде, август 2018 года

Журналист и правозащитник Зоя Светова напоминает, что Виктора Кудрявцева освободили из-под стражи по решению Европейского суда по правам человека, который счел, что пожилой ученый, страдающий несколькими заболеваниями, находится в смертельной опасности:

Это правило применяется, когда человеку грозит смертельная опасность


– Дело в том, что несколько месяцев назад было принято решение Европейского суда, связанное с так называемым 39 правилом. Это правило применяется, когда человеку, который обращается в Европейский суд, грозит смертельная опасность. Судьи Европейского суда применили к делу Виктора Кудрявцева это правило, посчитав, что его нужно срочно освободить и обследовать в гражданской больнице. Потому что те документы, которые представляли адвокаты, свидетельствовали о том, что Виктор Кудрявцев серьезно болен. После решения Европейского суда Виктора Кудрявцева обследовали, правда, не в гражданской больнице, а в 20-й, хоть она и гражданская, но в специальном отделении для арестованных. И тогда врачи признали, что состояние Кудрявцева ухудшилось. Тем не менее суд оставил его под стражей, но постепенно, я так понимаю, его здоровье еще больше ухудшалось. И в какой-то момент его снова из-за решения Европейского суда, из-за того, что европейские судьи снова писали правительству России разные меморандумы, его были вынуждены еще раз обследовать в больнице. Вероятно, врачи посчитали, что его состояние настолько ухудшилось, что ему не следует находиться в СИЗО, ему нужно лечиться. Следователь, скорее всего, изучил эти бумаги врачей и поэтому изменил Кудрявцеву меру пресечения на подписку о невыезде.

Зоя Светова
Зоя Светова

Я очень надеюсь, что он будет проходить лечение в гражданской больнице с самыми лучшими специалистами


Я очень надеюсь на то, что теперь Виктор Кудрявцев будет проходить лечение в гражданской больнице с самыми лучшими специалистами, которые есть в Москве. Они будут его внимательно обследовать и лечить, не будут никуда спешить... Когда заключенного обследуют в больнице, это всегда очень коротко, потому что в больнице они лежат в специальных отделениях. Их охраняет конвой, который отвлекают от работы в СИЗО. Поэтому это всегда очень быстро. А здесь, когда человек не под стражей, когда он под подпиской о невыезде, он может спокойно лечиться. И я очень надеюсь, что благодаря этому состояние Виктора Кудрявцева будет гораздо лучше, и врачи сделают все возможное.

– А что будет с его делом, как вам кажется?

– Об этом трудно судить. Но пока он будет в больнице, дело не будет расследоваться. Но нужно не забывать о том, что по этому делу проходят еще двое арестованных, двое обвиняемых, один из которых находится в "Лефортово", а другой – под домашним арестом. Дело пока расследуется. Меня волнует судьба другого ученого, о котором сейчас очень мало говорят, – это Владимир Иванович Лапыгин. Ему 78 лет. Он также сотрудник НИИМаша, осужден на 7 лет за госизмену. Его дело формально не связано с делом Кудрявцева, хотя они коллеги, но они работали в разных отделах. Владимир Лапыгин уже отбыл 4 года заключения, то есть ему осталось сидеть 3 года. Он уже дважды просил о помиловании президента Путина, и дважды ему отказывали. Тем не менее случилась совершенно недопустимая вещь, потому что колония рекомендовала Владимира Лапыгина к помилованию. Но документы его не доехали до Тверской комиссии по помилованию, они застряли в УФСИНе в Тверской области. И там сотрудники посчитали, что его нельзя рекомендовать к помилованию.

– Как его здоровье?

Когда у нас людей освобождают из-под стражи, их, по сути дела, отправляют домой умирать


– У него очень много болезней, но у него нет таких заболеваний, которые препятствуют содержанию под стражей. В случае с Кудрявцевым можно сказать о том, что его освободили именно потому, что те заболевания, которые у него обнаружили, препятствовали его содержанию под стражей. Это очень серьезные заболевания, которые представляют угрозу жизни. Хочу напомнить, что в Законе о помиловании есть такая фраза, что "можно подавать и раньше, чем через год, в случае возникших каких-то особых чрезвычайных обстоятельств". Мне кажется, что таким чрезвычайным обстоятельством является его возраст. Человеку 78 лет! К сожалению, когда у нас людей освобождают из-под стражи, их, по сути дела, отправляют домой умирать, – полагает журналист и правозащитник Зоя Светова.

В июле правозащитный центр "Мемориал" признал Виктора Кудрявцева политзаключенным. Правозащитники назвали обвинение против Кудрявцева необоснованным и потребовали освободить его из-под ареста. По мнению "Мемориала", силовые ведомства фабрикуют "шпионские" дела для искусственной криминализации законных действий, а сотрудники ФСБ имитируют деятельность повышенной государственной важности для карьерного роста.

XS
SM
MD
LG