Наводнение в Тулуне в конце июня 2019 года унесло жизни 25 человек (еще 8 считаются пропавшими) и уничтожило сотни домов.
Теперь местные жители и волонтеры разбирают руины и спасают оказавшихся без хозяев домашних животных. Пострадавшие от наводнения ждут компенсаций.
Тулун после наводнения – в фильме Константина Саломатина и Юлии Вишневецкой.
Самое крупное наводнение здесь было в 1984 году, и тогда территория затопления была меньше. Для защиты от будущих наводнений построили дамбу.
Жители города обвиняют власти том, что в этот раз их не предупредили, что будет иначе: "Поверили мэру нашему. Мэр сказал: живите спокойно, вода выше 10 метров не поднимется, дамба выдержит…", "Мы ни одну тряпку не вытащили, надеялись, что воды не будет. Хоть бы объявили, что больше вода будет, чем в 1984 году, хоть бы что-то вытащили".
В администрации города говорят, что опасность наводнений в Тулуне была и раньше, но до сих пор это никогда не приводило к трагедии. "Дамба стоит с 2009 года, она действительно спасала те территории, которые близко к воде подходят, – говорит мэр города Юрий Карих. – У нас к критической отметке вода подходила и в прошлом году, и в позапрошлом – практически каждый год. И в этом году она поднялась выше 7 метров второй раз за июнь".
На одном из участков дамба не была достроена, говорит мэр. И 27 июня, когда стало понятно, что воды в верховьях реки Ии больше обычного, городские службы попытались укрепить проблемный участок: "Мы знали, что это наше слабое место, направили туда бульдозер, который стал нагребать вал с поляны, выстраивать на уровне дамбы, засыпать грунтом, землей, щебнем, всем, что было под руками. 28-го мы для укрепления привезли мешки с песком, надеялись, что вода в город не пойдет. Но, к сожалению, вода пошла через дамбу".
28 июня началось экстренное оповещение жителей. Но они к тому моменту были успокоены предыдущими сообщениями о том, что вода не поднимется выше 10 метров, поэтому многие из них отказались эвакуироваться. Особенно сильно пострадали районы на юго-востоке города, между двумя реками: Ией и Азеем.
"У нас с трех сторон она приходит. Оттуда прорвала, а тут никакой дамбы нет, Азейка поднялась, и с Азейки сюда пошло. Затопило пятиэтажки, мы сели и уехали. А чего ждать?"
"Две сумки были приготовлены с документами. Нам сказали: поднимите повыше, вода не достанет, не зальет дома, никогда в жизни тут не доходило. А тут вода выше крыши".
Вода, по рассказам жителей этих районов, прибывала очень быстро, буквально за 10 минут нужно было забраться на крышу. "Я от большого ума осталась дома, – рассказывает одна из жительниц Тулуна. – Залезла на шифоньер, на одном я, на другом внук. И он уговорил меня спуститься. По комнате я проплыла, выбралась в окно, потом на крышу. Здесь плыли на лодках соседи, волонтеры, я им сказала, что там на шкафу ребенок. Они разбили стекло, достали ребенка".
Вечером 28 июня уже работали спасательные службы, но, по рассказам жителей, многое было сделано их собственными силами.
"У меня племянник и брат на двух лодках на обыкновенных двухместных больше 40 человек спасли. Ни один МЧС столько не спас…"
"Сын остался здесь поднимать вещи. Уже не мог выбраться, шифер не мог разбить, поднырнул в дверь, дровами завалило его, поленица поплыла. Школьный товарищ его мимо ехал на лодке – увидели его голову, подплыл".
Сейчас вокруг пострадавших домов уже не речная вода, а зловонная субстанция, состоящая из воды, канализационных отходов, полуразложившихся трупов животных. В некоторых районах можно находиться только в респираторе. Убирают все это волонтеры, съехавшиеся сюда из разных городов Иркутской области, России и даже из Китая.
Радио Свобода благодарит администрацию города Тулун за предоставленные видеоматериалы.