Участковый московского ОВД "Арбат" Константин Данилочкин арестован по обвинениям в фальсификации уголовного дела против уроженца Татарстана Ильдара Ибрагимова – ему подкинули амфетамин. Впрочем, обвинения с Ибрагимова не сняты, а его дело будет повторно рассматриваться Пресненским судом Москвы.
В апреле 2018 года студент 5-го курса Московского политехнического университета Ильдар Ибрагимов отмечал удачно сданную сессию. Родом Ильдар из села на границе Татарстана и Башкирии. Закончив на малой родине нефтяной колледж, поступил на заочное в Москву – на горного инженера. В столицу Ильдар приезжал только на экзамены, а так – работал по специальности на Крайнем Севере.
Погуляв по Москве, 5 апреля Ильдар купил билет домой, но завис на Казанском вокзале – поезда нужно было ждать сутки. Познакомился там с какими-то "земляками"-башкирами, которые напоили его водкой, впрочем, их потом забрали в полицию, а Ильдару удалось ускользнуть. Он был сильно пьян, когда незнакомые молодые люди, подъехавшие к вокзалу на "Хюндай Солярис", пригласили его к себе. "Они предложили сесть в машину. Ну я согласился уж, сел в машину", – рассказывает Ильдар.
В машине сидело трое мужчин, они предложили ему понюхать какой-то порошок, от которого Ильдару "стало хорошо", и он попросил ещё. Новая порция стоила 2000 рублей, наличных у Ильдара не было, он попросил телефон одного из знакомцев, чтобы позвонить маме (свой разбил), после съездили к банкомату, а потом оказались на Арбате. "Мне когда водитель сказал: "Выходи", я вышел. Он сказал: "Пошли", ну я уж пошёл. Мы пошли к памятнику Пушкину, он говорит: "Там надо за памятником забрать спичечный коробок". Ну я, долго не думая, пошёл, забрал уж". Новый знакомый тут же куда-то испарился, а Ильдара сбили с ног и надели наручники.
Правда как детский лепет
Задерживал Ильдара участковый ОВД "Арбат" Константин Данилочкин, он вызвал оперативную группу, которая изъяла у Ибрагимова 1,36 г амфетамина – крупный размер (от 3 до 10 лет лишения свободы за хранение без цели сбыта). Ильдар час пролежал на асфальте, пока его не доставили в отдел – уже в начале второго ночи, но допрашивать сразу не стали, он проспал до утра в коридоре ОВД.
Участковый решил играть доброго полицейского, давал Ильдару "советы", как вести себя на следствии. "Я пошёл курить с Данилочкиным, я ему рассказываю, как всё было, он говорит: "Это бред, твой детский лепет никто слушать не будет. Тебе, – говорит, – будет условно, мы тебя даже сегодня отпустим. Ты, – говорит, – лучше признайся во всём". Я уж тогда признался во всём". "Признавался" без адвоката, первое объяснение Ибрагимова – чистой воды вымысел участкового. Согласно документу, Ильдар приобрёл наркотик через интернет, "забрал закладку" в Филёвском парке, поехал гулять на Арбат, где был задержан сотрудниками полиции, и сам им признался, что у него в кармане амфетамин. Та же версия и в объяснении Данилочкина: мол, Ильдар "резко сменил направление движения", увидев полицейских, чем привлёк их внимание.
День прошёл в ОВД "Арбат". Вечером Ильдара допросил следователь отдела Алексей Ирков в присутствии адвоката по назначению Андрея Крыжановского от коллегии адвокатов "Комаев и партнёры". "Он [Ирков] мне вопросы задавал, я не знал, как, что говорить. Он говорит: "А как приобретали?" – А я не знаю, как говорить. Он говорит: "Ну вот с "Киви"?" – "Да, – говорю, – так и было". Ну пришлось выдумывать тоже так… Он с [написанного участковым] объяснения брал".
Адвокат Крыжановский, по словам Ильдара, молчал, более того, ещё перед допросом "успокоил" подзащитного: мол, если арестуют, это хорошо, уже будет идти срок. "У меня тут уж вообще паника, – говорит Ильдар. – Я думаю, что за адвокат такой? У меня уже вообще слёзы наворачиваются. А там ещё начальник какой-то, майор, был. Меня лечил, что мы вас не заставляем, не бьём, не принуждаем, это для вашего же блага, вам же лучше будет".
В одном участковый Данилочкин Ильдара не обманул: за признательные показания следователь отпустил его под подписку о невыезде. Впрочем, как вспоминает Ильдар, адвокат Крыжановский заявил, что это его заслуга: мол, он "начальнику занёс дорогой коньяк", заплатить за который должен теперь Ильдар. "Перед допросом он мне говорил: "20 тысяч переведёшь, и я решу вопрос". Когда вышли, он говорит, надо уже 30 тысяч". Деньги Ильдар перевёл, никакого соглашения адвокат с ним не заключил, и, по словам Ильдара, по делу больше особо и не работал.
Адвокаты-молчуны
Через знакомых Ильдар вышел на новосибирского адвоката Анну Белоногову, специалиста по наркотическим делам. Анна провела собственное расследование, запросив записи с камер видеонаблюдения в месте, где задерживали Ибрагимова: они явно не соответствовали версии участкового. Впрочем, новый следователь того же ОВД Анастасия Юдакова, очевидно, решила закончить дело как можно быстрее, не дожидаясь новосибирского адвоката.
Участковый Константин Данилочкин задерживает Ильдара Ибрагимова. Записи с камер наружного наблюдения
Она заругалась на меня, что я адвокатов меняю, как хочу, и говорит: "Я не буду ничего переносить, либо ты сегодня с бесплатным всё проводишь, либо ты будешь в СИЗО ждать своего"
18 апреля Юдакова вызвала Ибрагимова, чтобы проверить его показания в Филёвском парке, а также ознакомить с делом. Он отказался от услуг Крыжановского, заявил, что у него есть свой адвокат, а Анна Белоногова в это время писала в "Вотсапе" следователю, что готова прилететь уже на следующий день, но Юдакова заблокировала её номер и в спешном порядке назначила нового адвоката – Владимира Доржиева из той же коллегии "Комаев и партнёры". "Она заругалась на меня, что я адвокатов меняю, как хочу, и говорит: "Я не буду ничего переносить, либо ты сегодня с бесплатным всё проводишь, либо ты будешь в СИЗО ждать своего", – вспоминает Ильдар, который в очередной раз перепугался и согласился подписать всё, что от него требуют. "У них ещё начальник заходил: "Закрывайте его, – говорит. – Что вы мурыжитесь с ним?" Я им объяснял: "Я вам честно говорю, я не был в Филёвском парке". Она [Юдакова] говорит: "Это не важно, где вы были. Ты, главное, подпиши вот это, и всё". Ильдара снова допросили, хотя проверять показания в Филёвском парке так и не поехали. Адвокат Доржиев, по словам молодого человека, в процесс не вмешивался.
Радио Свобода попыталось связаться с адвокатской коллегией "Комаев и партнёры", чтобы получить комментарий относительно работы адвокатов. Но, как пояснили нам по телефону, Андрей Крыжановский в коллегии уже не состоит, с Доржиевым тоже связаться не удалось. Председатель коллегии Алексей Комаев оказался в отпуске, на электронное письмо РС он не ответил и с редакцией не связался.
Анна Белоногова тем временем развернула бурную деятельность. Она отправила записи с видеокамер и переписку со следователем Юдаковой в ГУСБ МВД и в прокуратуру, ГУСБ начала доследственную проверку по Данилочкину. По записям с камеры банка, где Ильдар снимал деньги, они определили номер "Хюндай", вышли на владельца, а тот вывел их на некоего Олега Стебловского, который взял у него машину в аренду, чтобы зарабатывать частным извозом. Именно Стебловский, по словам Ильдара, был за рулём машины и давал ему нюхать порошок, а также поручил ему достать коробок из-за памятника Пушкину и Гончаровой.
Стебловский и его приятель Аслан Тохов (с его телефона Ильдар звонил маме) рассказали следователям, что организовали задержание Ибрагимова по просьбе Константина Данилочкина – Стебловский находился у него на оперативном учёте после срока за грабёж. По словам Стебловского, он познакомился на вокзале с неким "татарином", который попросил его достать ему наркотики. Стебловский тут же позвонил Данилочкину и привёз Ильдара к памятнику Пушкину, за которым участковый спрятал спичечный коробок с амфетамином. О том, как давал Ильдару нюхать в машине, Стебловский не упоминает, чтобы самому не попасть под статью.
6 августа 2018 года против Данилочкина было возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий и хранение наркотиков, по слухам, его арестовали прямо на рабочем месте. Вину свою Данилочкин не признал, заявил, что со Стебловским на самом деле знаком, но тот просто сообщил ему о пассажире своего такси, который ехал на Арбат за закладкой.
А суд по расписанию
В июне 2018 года, за месяц до ареста Данилочкина, дело Ибрагимова передали в Пресненский районный суд. На суде адвокат и подсудимый продемонстрировали записи с камер, впрочем, Данилочкин заявил, что записи сфальсифицированы, его поддержал прокурор. Лица Данилочкина на видео на самом деле не видно, но, согласно данным в МВД, в тот день на Арбате больше никого не задерживали.
Судья Катерина Кириченко всё же решила поверить своим глазам и вернула дело в прокуратуру. Там оно пролежало до ноября. По мнению Анны Белоноговой, видимо, следователи ждали, чем закончится расследование против участкового, но оно затянулось, так что в апреле 2019-го дело снова передали в тот же суд.
Несмотря на то что участковый, сфальсифицировавший дело, находится в СИЗО, это пока никак не влияет на судьбу Ибрагимова, его по-прежнему могут осудить за преступление, которого он не совершал. Как пояснил РС руководитель юридического департамента Благотворительного фонда помощи осуждённым "Русь сидящая" Алексей Федяров, формально требования закона соблюдены: показания Стебловского и Тохова, которые доставили Ильдара в руки Данилочкина, находятся в другом уголовном деле, однако ничто не мешало следователю приобщить их к делу Ибрагимова. Помимо этого, экспертизы показали, что подброшенный Данилочкиным наркотик и порошок, который нюхал Ибрагимов, – это разные субстанции, а протокол досмотра был оформлен через 20 минут после задержания Ильдара, что также может служить основанием для оправдательного приговора или пересмотра дела.
Впрочем, пока дело в суде буксует. У защиты не получается вызвать в суд ни понятых, которые подписывали протоколы задержания и досмотра, ни даже напарника Данилочкина участкового Владимира Фролова: он изначально подтвердил показания коллеги, хотя, по словам Ильдара, вообще не присутствовал при задержании. Из ОВД "Арбат" Фролов уволился, дело за дачу заведомо ложных показаний против него не возбуждено. Не проводилась проверка и в отношении следователей ОВД Иркова и Юдаковой, более того, Ирков расследует дело Данилочкина, по сфабрикованному объяснению которого он допрашивал Ибрагимова. В отличие от громкой истории журналиста Ивана Голунова, никаких взысканий не получило и руководство арбатского отдела полиции.
Очередное заседание суда должно состояться 22 июля. Впрочем, Алексей Федяров считает, что вряд ли Ибрагимову грозит реальный срок: "Надо настраиваться на то, что будет жёсткое давление, прокуратура будет пытаться протащить это дело, но судья (Александра Авдотьина), вынося приговор, тоже будет понимать, что [против Данилочкина] возбуждено дело, и если его осудят, то и её приговор не устоит, – говорит Федяров. – Скорее всего, снова вернут в прокуратуру, хотя были примеры и оправданий".
Сейчас Ильдар то живёт у друга, то скитается по хостелам, северные деньги давно закончились, уехать из Москвы он не может, так что приходится работать на стройке, с оплатой адвоката помогают родители. Одно хорошо: 19 июля он получил диплом Московского политеха по специальности горный инженер. "Как только отпустят, поеду работать, – улыбается Ильдар. – Варианты есть уже".