Жители Советска, города под Калининградом, потребовали отставки главы местной администрации – они считают его ответственным за разруху. Последней каплей стали пожары в зданиях – памятниках архитектуры. При этом мэр города Николай Воищев находится под следствием за то, что продал сам себе кусок земли по копеечной цене.
От Калининграда до Советска – пару часов езды на автобусе, всего 120 километров. Это небольшой по столичным меркам город, в нем меньше сорока тысяч жителей, но в западном российском регионе он второй по величине после Калининграда. Советск стоит на берегу Немана – пограничной реки, разделяющей Россию и Литву. В отличие от городов Евросоюза, которые находятся буквально в нескольких сотнях метров на другом берегу, Советск умирает, говорит историк-краевед Михаил Боев: "Беспредел, разруха – вот то, что творится в городе. И это основная причина, почему я написал петицию. Город деградирует, никакого развития нет".
Петицию Боева в адрес губернатора с требованием отставки главы местной администрации Николая Воищева в интернете уже подписали свыше 1300 жителей, что для небольшого города совсем неплохой результат.
"Ключевой пост в управлении городом сейчас занимает человек, который не способен справиться ни с одной задачей, который погряз в скандалах и показухе, который как будто делает всё, чтобы навредить Советску. За время его руководства (на двух должностях) население города сократилось на 10 процентов (с 43 до 39 тысяч человек), достигнув абсолютного минимума за последние 45 лет. Жители массово покидают Советск, так как растет безработица, закрываются учебные и социальные учреждения, не чистятся улицы, не ремонтируется инфраструктура", – говорится в петиции.
Боев родился и вырос в Советске, а последнее время живет в Санкт-Петербурге. Недавно в Питере он вышел на одиночный пикет, чтобы привлечь внимание к проблемам родного города.
Параллельно еще одно обращение – уже президенту РФ, губернатору и областному прокурору – составил местный адвокат Сергей Тветинский. В отличие от петиции Боева, подписать это обращение можно только открыто, с указанием паспортных данных, при этом нужно быть жителем Советска.
По словам Тветинского, идея объединить усилия и обратиться к президенту появилась после истории с отключением горячей воды. В мае об этом говорили не только в регионе – о ситуации написал политик Алексей Навальный.
Началось все с того, что директор "Советсктеплосети" на странице городской администрации в соцсетях сообщил, что горячая вода в городе будет отключена по сути на все лето. Причины – сложное финансовое положение предприятия, долги недобросовестных потребителей и отказ банков кредитовать предприятие. Позже сообщение из соцсетей удалили, но оно осталось в местной газете.
Тогда Навальный написал, что к 9 мая было бы хорошо не только провести парад, но и не отключать в Советске горячую воду на все лето, все-таки "74 года после войны прошло". К ситуации подключились СМИ и адвокат Тветинский.
По городу все плохо. Работы нет совсем
– Я подал иск на теплосеть о признании незаконными ее действий, дал информацию в соцсетях. Люди пошли. Всего было 18 обращений граждан по этой теме. Прокуратура вынесла представление – предостережение о нарушении законодательства. И теплосети дали воду. После этого было решено составить петицию по проблемам города, люди стали приходить и подписывать ее, – рассказывает Тветинский.
В офис адвоката, где мы беседуем, действительно идет народ подписать петицию. Одна из посетительниц, Наталья Северюхина, говорит, что не боится оставлять свои данные под обращением.
– А что мне бояться? Я обычный рядовой человек. Пенсию заберут? Не получится. Многие знакомые подписывают обращение. По городу все плохо. Работы нет совсем. У меня четверо детей, и все уехали из Советска. Закрываются предприятия. Обидно и горько, – говорит женщина. – А дороги, тротуары у нас какие? Центр красивый, а зайти за угол – полмашины можно оставить. Я живу в старом немецком доме, и с 1945 года ремонта не было ни разу. Его признавали аварийным, мы с соседями сами ремонт делали. Окраины никто не ремонтирует. Пусть власти задумаются, что народу не нравится ситуация не только в нашем городе, но и в стране.
Многие берут с собой подписные листы, чтобы передать знакомым. За неделю было собрано более 500 подписей советчан. Люди начинают чувствовать свою силу, говорит Тветинский:
– Первое, чего я хочу, чтобы поставили кого-то другого. Для меня это человек (глава администрации Николай Воищев), который ничего собой не представляет. Ощущение сплошного пиар-праздника, а мы чужие на этом празднике жизни. Воищев на велосипеде, Воищев с детьми. Была ситуация с пуском газа – это провокация какая-то. Я не знаю, что бы я на месте губернатора с ним сделал.
"Город-праздник"
Склонность местных властей устраивать по любому поводу праздники высмеял недавно блогер Илья Варламов.
Местная администрация регулярно публикует фото и видео с городских торжеств. Например, зимой в центре Советска устроили детский праздник с Дедом Морозом и Снегурочкой. Оказалось, так ярко в городе праздновали открытие обычной парковки. А торжественная церемония запуска газа в Советске 28 марта и вовсе обернулась скандалом, потому что проводилась "в окружении трущоб".
Мероприятие местные власти решили провести в одном из дворов. Фото и видео с церемонии с участием руководства региона на фоне обшарпанных сараев и облезлых домов возмутили общественность не только Советска. После этого губернатору региона Антону Алиханову ничего не осталось, как выделить 100 миллионов рублей на ремонт фасадов. Впрочем, позже он отметил, что за внешний вид трущоб ему не стыдно.
"Тильзит 45-го"
Советск очень красивый городок. Он стал знаменитым после заключения Тильзитского мира Александром Первым и Наполеоном в 1807 году. В отличие от Калининграда, весь центр Советска отлично сохранился после войны. Здесь целые кварталы немецкой застройки, а традиционных советских "хрущевок" и "панелек" не так много.
В городе можно снимать фильмы про Вторую мировую войну или постапокалипсис
На центральной пешеходной улице Победы дома отреставрированы и окрашены в светлые тона, но стоит шагнуть в сторону – и попадаешь в тот самый "разрушенный Тильзит 1945 года", о котором в своем обращении президенту пишет Сергей Тветинский.
"Убитые" дороги и тротуары, кривая немецкая брусчатка, местами залитая асфальтом, облезлые фасады домов – все это создает тягостное впечатление. И похожая картина практически повсеместно. Не хватает "ежей" и забитых крестом окон, чтобы полностью погрузиться в картину военного времени.
– В городе можно снимать фильмы про Вторую мировую войну или постапокалипсис, настолько обреченно выглядит большинство его улиц, – говорит Михаил Боев.
В плачевном состоянии и памятники архитектуры. 6 июня прямо в центре города горело здание бывшего Театра королевы Луизы 1906 года постройки.
– Оно горело в пятый раз, – рассказывает местная жительница Анна Ловкевич. – Было три крупных пожара и два небольших, о которых мало кто знает. До пожара здесь было культпросветучилище, школа для одаренных детей. Сейчас полностью сгорели все перекрытия в одном крыле, осталась только коробка.
– За театр мы боролись очень долго, куда только ни обращались – и все равно эта халатность произошла. Много раз писали и губернатору, и в прокуратуру, у меня на руках есть предписание прокурора главе администрации, что он не принимает меры, чтобы здание сохранить, – говорит Боев.
Предварительная версия – поджог. А незадолго перед этим пожар произошел в красивейшем старинном здании, где родился немецкий актер Армин Мюллер-Шталь, почетный гражданин Советска-Тильзита. Объект культурного наследия тихо разрушался, несмотря на то что находился в частных руках. Собственник отказался от желания его реконструировать. А потом случился пожар. А все потому, что доступ в эти здания был открыт, уверен местный активист Риф Мухитов:
– Самое дорогое, что есть, – это коммуникации. Это схема отработанная. Это бизнес для них, для властей. Будет пожар, потом купят его как развалку и построят дом.
"Воду помутили"
Вместе с активистами мы гуляем по городу. Заходим в первые попавшиеся подъезды в немецких домах. Во многих удручающая картина разрухи.
Мы как пустое место, им абсолютно все равно
Один из таких – дом на улице Базарной, в котором раньше жила Анна Ловкевич. Долгие годы Анна борется за то, чтобы ее дом, которому уже 130 лет, был капитально отремонтирован. Дом стоит на реке Неман, прямо на российско-литовской границе, и с трех сторон окружен забором пограничного перехода. И эта "изюминка" создает массу неудобств жителям. Но главная беда в другом: дом идет трещинами – жить в нем просто опасно. Власти ничего не предпринимают уже несколько лет.
– Никаких движений со стороны властей нет. Мы как пустое место, им абсолютно все равно, – рассказывает Анна. – В марте я подала иск в суд на бездействие администрации. Три заседания отложили. То администрация не смогла вовремя предоставить нужные документы, то у них был занят юрист. Это затягивание процесса.
Местный активист Михаил Кузьмин много лет скрупулезно фиксирует на видео жизнь своего города. Снимает ролики и про разрушенные здания, которых здесь достаточно, и про отсутствие канализации. Идем вдоль городского озера. Сегодня сюда, равно как и в пограничный Неман, стекаются стоки из близлежащих домов. Минимум третья часть жилого фонда не подключена к канализации, отмечает Михаил:
– Если по городу идешь, из обычных ливневок пахнет канализацией. На озере городском остров, извините, дерьма намывает.
На очистку озера было потрачено 46 миллионов рублей. Однако после очистки, из-за некомпетентности подрядчика, озеро стало "еще хуже", отмечает депутат окружного совета от партии КПРФ Николай Лапин:
– Про озеро анекдоты ходят – когда фирма приехала, с места на место перекачала воду. Машина ходила, земснаряд, походили-походили, воду помутили, освоили 46 миллионов. Я обращался неоднократно по очистке нашего городского озера. Озеро еще хуже стало. Мне Воищев ответил, что сейчас идет судебное разбирательство.
Как власти сказали: чтобы иностранцы нас боялись
Недалеко от городской набережной, как апофеоз величия страны, выставка военной техники: вертолеты, БТРы – десятки машин, по которым лазают дети.
– Это специально поставили. Как власти сказали: чтобы иностранцы нас боялись, – смеются местные.
Возможно, с этой же целью чиновники хотели выкрасить три многоэтажки на границе в цвета триколора, но жители эту идею "запороли", заявив, что резко против.
Тут же недалеко – остатки руин местного предприятия. Когда-то здесь делали джемы и варенье, а сейчас здание разрушено, участок продается. За последние годы в Советске было закрыто более сорока предприятий, отмечает Мухитов. Работы катастрофически не хватает, народ уезжает. За восемь лет население сократилось на четыре тысячи человек. И о сокращении населения на своей странице в соцсетях писал сам Воищев. Городу не хватает медицинских кадров. Крупный госпиталь Минобороны был закрыт 10 лет назад, военные тогда отказались передать здание властям.
– Это было одно из лучших медучреждений региона. Врачи и пациенты плакали, когда он закрывался. Сейчас здание так и стоит заброшенным, – говорит Анна Ловкевич.
На фоне общей картины выделяется дом главы администрации. Здание на улице Тильзитская больше похоже на замок. А его внутреннее убранство, появившееся в сети, – с колоннами, бассейном, коллекцией холодного оружия, – когда-то взбудоражило умы советчан.
Но гораздо больше людей заинтересовала новость о том, что в 2018 году Николай Воищев стал фигурантом уголовного дела. По данным следствия, он злоупотребил служебным положением: в 2015 году администрация Советска в лице Воищева продала ему же земельный участок в 2736 кв. м. Цена сделки составила 63,6 тысячи руб. Воищев до сих пор под следствием.
– На него уже уголовное дело заведено, за злоупотребление служебным положением. В принципе он уже не должен занимать такую должность, а он продолжает руководить городом. Город деградирует, никакого развития нет, – отмечает Михаил Боев. – Губернатор как-то не доезжает до нас, даже сейчас он молчит, вообще никакой заинтересованности. Хотя второй город области, не один, не два человека – люди недовольны.
"Политический заказ"
Сказать, что в Советске совсем ничего не делается, все же нельзя. Недавно здесь появился газ – что огромный плюс для муниципалитета. Худо-бедно идет программа капремонта. Работают детские городки, жизнь в центре кипит. Однако активисты сравнивают свой город с другими – с Черняховском и Гусевом, и сравнение это не в пользу Советска.
По всем параметрам это похоже на политический заказ
В местной администрации ситуацию со сбором подписей против главы называют "политическим заказом".
– Надо сразу смотреть причину, кому это выгодно. И сразу мы получаем ответ, – говорит представитель администрации Илья Изотов. – Человек, который начал сбор подписей, достаточно давно не живет в Советске. По всем параметрам это похоже на политический заказ. Через год в Советске выборы в совет депутатов. И человек в пабликах рекламирует активно людей, которые заинтересованы. Понятно, что это выгодно политическим оппонентам, чтобы раскачать ситуацию.
Назвать имена оппонентов Изотов отказался, чтобы "не делать им рекламу". А также пояснил, что администрация разбирается в ситуации с пожарами в памятниках архитектуры.
– По зданию бывшего колледжа (Театр королевы Луизы) еще в конце 2018 года было известно, что в сохранении нуждается фасад и фундамент, а все остальное находилось в крайне аварийном состоянии. Сейчас выгорели все внутренние перекрытия в левом крыле, которые и так были аварийными. В любом случае здание будет восстанавливаться как историческое, – отметил Изотов.
По его словам, сейчас здание продается "за рубль", но с обременением, собственник должен будет создать здесь музейно-исторический комплекс. Правда, пока желающих купить его нет. Также администрация пытается побудить собственника второго здания обеспечить его сохранность. Сейчас доступ сюда ограничен.
Николай Воищев времени на интервью не нашел. Через своего секретаря он запросил вопросы, обещав ответить в письменном виде. Ко дню публикации ответы не поступили.