В Чечне в понедельник суд удовлетворил ходатайство правозащитника Оюба Титиева об условно-досрочном освобождении. Глава местного "Мемориала" был осужден на 4 года колонии-поселения по обвинению в хранении наркотиков. Вину Титиев не признал, он и его защитники убеждены, что дело сфальсифицировано.
На свободу Оюб Титиев должен выйти через 10 дней, после того, как решение об УДО вступит в законную силу. Судя по всему, стороны не будут его обжаловать – по словам адвоката Петра Заикина, ни прокуратура, ни администрация колонии не возражали против того, чтобы отпустить правозащитника досрочно:
Осознание того, что он в ближайшее время сможет пообщаться со своей семьей, конечно, подняло ему настроение очень сильно
– Сегодняшний процесс для меня лично – один из самых приятных. Не с точки зрения итогового решения, а с точки зрения того, как участники процесса по отношению друг к другу себя вели: подчеркнуто уважительно и абсолютно совпадали в точках зрения на ситуацию. Не только мы считали, что нет необходимости для отбытия всего срока наказания, но и администрация колонии так считала, и представитель прокуратуры Республики точно такую же точку зрения высказал. Более того, очень объективные данные были представлены суду: не только мы представили положительные характеристики, но и со стороны администрации колонии тоже были абсолютно объективные данные, характеризующие Оюба. Они тоже сообщили, что Оюб ведет себя исключительно положительно. Я считаю, это тоже сыграло важную роль.
– Как сам Оюб отреагировал на это решение?
– Он не является исключением из общего правила, и конечно, для него это было очень приятно. Осознание того, что он в ближайшее время сможет пообщаться со своей семьей, конечно, подняло ему настроение очень сильно.
– Какие планы у Оюба сейчас?
– Он сказал, что соскучился по нормальной мужской работе. Он хочет вернуться к семье и заняться теми проблемами, с которыми она сталкивается, в первоочередном порядке. Потому что члены его семьи, конечно, устали без мужской поддержки. Конечно, старший брат и племянники оказывали всяческую поддержку, но когда хозяина дома нет, это не очень хорошо, это тяжело для родных.
– Как вы считаете, решение суда связано с тем шумом, который сейчас поднялся в связи с делом Ивана Голунова?
– Нет, это никак не связанные события. Я хочу подчеркнуть, что Москва достаточно далеко. Конечно, о событиях знают, но все-таки это никакого влияния, скажем так, именно на это дело не оказало.
Председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов так комментирует решение суда об УДО коллеги:
Стало неудобно уклониться от разрешения этого вопроса
– Мы все ждали с тревогой сегодняшнего решения, потому что прошлое заседание по Оюбу не состоялось. Будем считать, что за прошедшие полтора года и адвокаты Оюба, и коллеги Оюба, и другие журналисты и правозащитники сумели хорошо показать, что дело фальсифицировано. Примерно так же, как фальсифицировано сейчас дело Ивана Голунова в Москве. Просто стало неудобно уклониться от какого-то разрешения этого вопроса. Примерно, как с делом Ивана Голунова: гласность и солидарность. Ну и, разумеется, невиновность моего коллеги и друга. Но "дело Голунова", если и повлияло на суд в Чечне, то это только был лишний удар по уже забитому гвоздю.
– Как вы считаете, вернется ли Оюб к правозащитной деятельности?
– Оюб – боец, но он провел в заключении в тяжелых условиях полтора года. Давайте дождемся его выхода на свободу, давайте дадим ему прийти в себя, а он примет решение. Я в нем не сомневаюсь.
Право на условно-досрочное освобождение Оюб Титиев получил уже 9 мая – через полтора месяца после того, как Шалинский городской суд огласил ему приговор: 4 года колонии-поселения. В том числе и по этой причине правозащитник отказался обжаловать приговор в вышестоящих инстанциях: к маю он провел в заключении треть срока, который ему назначил суд, и мог просить об УДО.
"Я намерен вернуться к правозащитной деятельности как можно быстрее. Именно в ней я вижу смысл своей жизни" – так комментировал Титиев свой отказ от обжалования.
Суд должен был рассмотреть ходатайство об УДО Оюба Титева еще 31 мая, однако заседание перенесли по просьбе прокурора. Сегодняшнее заседание проходило в закрытом режиме в колонии-поселении, где отбывает наказание осужденный.
В апреле правозащитника перевели из СИЗО в колонию-поселение в городе Аргун. По словам адвоката Петра Заикина, за время содержания под стражей у Титева не было дисциплинарных взысканий, он не нарушал правила внутреннего распорядка колонии, участвовал в мероприятиях, занимается спортом и соблюдает традиции ислама.
Колония, где находится Титев, "самая обычная", хотя бытовые условия отличаются в лучшую сторону, говорит Пётр Заикин:
– Там все-таки общежитие, и те бытовые условия существенно по качеству отличаются от, например, лесных колоний-поселений, где бытовые условия оставляют желать лучшего. Там есть все необходимое для жизни, человек может проживать там, не ограничивая себя в благах цивилизации. Оюб ведет там обычную жизнь. При последней встрече он говорил, что помогал заведующему библиотекой. В чем эта помощь заключается, я у него не выяснял, но так подозреваю, что, скорее всего, это связано с поддержанием фонда библиотеки.
– Ему разрешены свидания с родственниками, он может с ними как-то общаться?
– Да, да. В колонии-поселении нет ограничений по свиданиям никаких, можно по несколько раз в день посещать. Также нет никаких ограничений по передачам – пожалуйста, в любом объеме. Более того, разрешена телефонная связь, не мобильная, естественно, а по стационарному телефону. Но можно спокойно звонить.
Человек скучает по семье
– Как у него настроение, как его самочувствие?
– Человек скучает по семье, это вполне очевидно, потому что все-таки длительное время он не имеет возможности находиться в кругу семьи, в своем собственном доме. Чеченцы – домоседы, люди очень семейные, у них семейные традиции на первом месте стоят. Особенно когда глава семьи вынужден длительное время ограничивать общение с близкими именно дома – это накладывает отпечаток. Естественно, для него это ситуация, которая немножко травмирует, – заключает Пётр Заикин.
В прошлом учитель физкультуры и тренер по боксу, 61-летний Оюб Титиев в правозащите без малого 20 лет: в 2001 году он пришел в "Мемориал", с 2009 года после похищения и убийства Натальи Эстемировой стал руководителем центра в Грозном. Коллеги убеждены, что именно работа Оюба Титиева стала причиной его уголовного дела. В 2017 году, например, Титиев занимался темой массового расстрела задержанных на территории полка патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова.
Правозащитника задержали 9 января 2018 года, в его автомобиле обнаружили 180 граммов марихуаны. Он убежден, что наркотики ему подбросили. Адвокаты и общество "Мемориал" указали на множество нестыковок в деле Оюба Титиева. Например, 9 января Титиева задерживали дважды – в первый раз, по словам правозащитника, это сделали сотрудники Группы быстрого реагирования, и это задержание не было оформлено по закону. В суде полицейские отрицали, что такое подразделение существует, хотя официальные пресс-релизы МВД Чечни свидетельствуют об обратном. Второе же задержание, спустя несколько часов, по словам Титиева, было инсценировано, и уже тогда у него "обнаружили" пакет с наркотиками. Правозащитник утверждает, что образцы волос, якобы найденные на пакете, на самом деле у него насильно изъяли в отделе полиции. Кроме того, ключевой свидетель обвинения, утверждавший, что видел ранее, как Титиев курил анашу, не узнал правозащитника на процедуре опознания.
По мнению Оюба Титиева и его коллег, дело против него возбудили по указанию чеченских властей, чтобы помешать работе правозащитной организации в регионе. В "Мемориале" подчеркивают, что представители руководства Чеченской республики неоднократно негативно высказывались в адрес правозащитных организаций. В качестве примера приводится, в частности, заявление главы Чечни Рамзана Кадырова, который назвал правозащитников "врагами народа", а самого Титиева – "наркоманом".
В защиту Оюба Титиева неоднократно выступали международные организации и деятели культуры. Правозащитная организация Amnesty International назвала его узником совести. Правозащитный центр "Мемориал" признал Оюба Титиева политическим заключенным.
В октябре 2018 года Титиеву была присуждена правозащитная премия ПАСЕ имени Вацлава Гавела. В декабре 2018 года Оюб Титиев стал лауреатом германо-французской премии "За права человека и верховенство закона".