Организаторы международного ЛГБТ-кинофестиваля "Бок о бок", проходившего в Москве с 23 по 26 мая, рассказали о скандалах и провокациях, сопровождавших каждый день его работы. Все эти дни участников преследовали активисты движений НОД и SERB. Они пытались заблокировать вход в клуб "Фитиль", где проходило открытие, оскорбляли приходящих зрителей и вылили раствор аммиака на сотрудницу посольства Канады. В остальные дни в полицию поступали сообщения о минировании площадок фестиваля. Из-за этого был сорван показ фильма "Бабочки" режиссера Дмитрия Кубасова.
Фестиваль "Бок о бок" приковывает внимание движений НОД и SERB не первый год. И на этот раз в Москве их активисты вновь пытались помешать открытию кинофестиваля и оскорбляли его зрителей и участников. Организаторы вызвали полицию, но полицейские даже не пытались остановить НОДовцев, SERBовцев и других агрессивно настроенных людей.
Об этом Радио Свобода рассказала PR-менеджер фестиваля Вера Пушкина:
– Фестиваль срывали каждый день. Он открылся 23 мая, в четверг, и уже где-то за час до открытия, примерно в 6 часов вечера, около входа в киноклуб "Фитиль" были представители радикальных экстремистских организаций, в том числе НОД и SERB. У них были химические вещества. Они старались попасть внутрь, чтобы облить нас. Они были очень агрессивны, обещали, что будут бросаться в зрителей зеленкой, стояли с плакатами "Янки гоу хом", говорили, что это все западная, американская пропаганда, "а у нас тут православная страна, и вам здесь не рады". Собственно, они нас сопровождали все четыре дня фестиваля. Два первых дня у нас были в киноклубе "Фитиль". На второй день у нас было ложное сообщение о минировании помещения: приехали кинологи, приехала полиция, пожарные, был обыск. У нас очень сильно все задержалось. Вторые два дня были в пространстве "Таблица" на Новослободской. Оба дня были сообщения о минировании: приезжала полиция, осматривала здание, эвакуировали зрителей. Но мы очень благодарны нашим зрителям, что они особо никуда не расходились, следили за соцсетями, в общем, всю субботу у нас были полные залы на каждом показе.
У них были химические вещества. Они старались попасть внутрь, чтобы облить нас
– То есть все планированные показы все-таки состоялись?
– Состоялись все, кроме фильма "Бабочки" Дмитрия Кубасова, который должен был быть показан в воскресенье. Опять было сообщение о минировании, у нас были определенные договоренности с площадкой по времени. Последний сеанс и так был запланирован на 20:30. Поэтому с учетом долгого обыска помещения в связи с сообщением о минировании фильм было уже невозможно показать. Это было в воскресенье, тогда мы бы закончили уже ближе к часу ночи. Мы посчитали, что это просто неоправданно.
– Вы пожаловались на этих людей из SERBа и НОДа в полицию?
Полиция приезжала, но не торопилась что-либо делать
– Каждый день, когда они собирались, мы сразу звонили 112, в полицию, сообщали об этом, просили предпринять какие-то меры, обеспечивающие безопасность зрителей, потому что в их адрес поступали прямые угрозы. Полиция приезжала, но, к сожалению, не торопилась что-либо делать. Первый день это заняло примерно три часа, в течение которых полиция с автозаками были на площадке. Но они ни к кому не подходили, просто наблюдали за происходящим. Соответственно, потом организаторы фестиваля подали жалобу в полицию и в прокуратуру. В первый день на площадку приходил глава ОВД по Хамовническому району, но вместо того чтобы как-то обезопасить зрителей, отдать какие-то приказы, он просто давил на нас, чтобы мы закрыли фестиваль – с абстрактными формулировками, – мол, вы же сами все понимаете. Вел себя довольно агрессивно.
– Как все это повлияло на ход фестиваля? Можно ли сказать, что он был сорван или, наоборот, это все придало вам сил, энергии?
Мы в таком режиме живем не первый год, это наша карма
– К сожалению, мы в таком режиме живем уже не первый год. Поэтому это какая-то наша карма, просто это часть, которая нас всегда сопровождает и в Петербурге, и часто в Москве, к сожалению. Поэтому наши зрители к нам ходят, они уже привыкли, понимают и умеют фильтровать ситуацию, где ложь, а где правда. К сожалению, это влияет плохо на зрителей, которые приходят в первый раз. Потому что когда ты первый раз приходишь на кинофестиваль в выходной день, чтобы отдохнуть, посмотреть кино, пообщаться, а тебя эвакуируют, в здании пахнет аммиаком, естественно, это не вызывает у тебя желания прийти туда снова. Но мы стараемся работать с нашими зрителями. Наша пиар-команда рассказывала о происходящем, рассказывает, как мы стараемся бороться с этими организациями, с их несанкционированными действиями.
Поэтому по количеству зрителей я бы не сказала, что мы сильно потеряли. У нас была площадка "Таблица", которая вмещает примерно 250 человек. Все сеансы в субботу были аншлаговые: все билеты были проданы. Зрители еще приходили, но мы просто физически их не могли вместить: ставили стулья, смотрели стоя. "Фитиль" сам по себе очень маленький, поэтому там тоже все сеансы были полностью заполнены. Там максимальная вместимость – 100 мест. Может быть, из-за переносов в расписании, потому что мы переносили один сеанс "Дайки, камера, мотор!" с субботы на воскресенье, наверное, кто-то не дошел, потому что люди тоже планируют свои выходные. Я бы не сказала, что фестиваль сорван, я сказала бы, что были попытки его сорвать, но мы справились.
– Почему такая острая и неадекватная реакция на ваш фестиваль со стороны этих людей?
Они считают, что ЛГБТ-сообщество – это тупиковая ветвь эволюции
– Я думаю, что это, очевидно, противоречит какой-то их идеологии. Там было движение, например, "Сорок сороков". Это довольно радикальные православные ребята. Поэтому они считают, что ЛГБТ-сообщество – это тупиковая ветвь эволюции. В соцсетях есть их официальное обращение. Они считают, что в России должно рождаться больше детей, а ЛГБТ-люди не размножаются. Они на полном серьезе говорят, что мы все от папы и мамы, так и должно быть. У нас сейчас такая общественная повестка, в которой не очень рады каким-то ЛГБТ-движениям, ЛГБТ-встречам. Там была группа людей, я не могу точно сказать, к кому они принадлежат, к НОДу или к SERBу, но они выглядели как артисты. В первый день они пришли в костюмах врачей скорой психиатрической помощи клиники имени Аннушки, разлившей масло. Во вторые два дня они были одеты в костюмы солдат русской армии и распевали "Идет война народная", "Катюшу", еще что-то. Абсолютный дурдом. Обещали посадить всех на клизма-трон, давили на то, что раньше гомосексуальность была уголовным преступлением, и говорили, что это нужно вернуть обратно, – рассказала PR-директор кинофестиваля "Бок о бок" Вера Пушкина.
Из-за звонка о ложном минировании был сорван показ фильма "Бабочки" режиссера Дмитрия Кубасова в коворинге "Таблица" на Новослободской. В интервью Радио Свобода Дмитрий рассказал, что расстроен случившимся – он хотел пообщаться со зрителями своего фильма:
Из-за какого-то идиотизма мы этой возможности лишились
– Я должен был представить фильм, после фильма у нас должна была быть дискуссия. Я подхожу к этому месту, там все оцеплено, стоит автозак, куча полицейских. Я созвонился с организаторами и спросил – как и что. Они сказали, что кто-то позвонил и сказал, что зал заминирован. Провокации были на протяжении всего фестиваля. И вот именно вчера кто-то перед фильмом позвонил и сказал, что в здании якобы бомба: приехали все эти полицейские, эвакуировали людей. Фильм создавался для кинопоказа, и любая возможность показать его зрителю и обсудить крайне важна для меня. Но из-за какого-то идиотизма мы этой возможности лишились.
– О чем ваш фильм "Бабочки"? Почему кому-то он показался опасным?
Главный герой фильма – человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Странно, что в 2019 году в современной России это становится проблемой
– Главный герой фильма – молодой человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Если это послужило поводом устроить провокацию и сорвать показ – это очень странно и печально. Странно, что в 2019 году в современной России это становится проблемой. Я не знаю, что это за люди и почему они так действуют. Видимо, это такая группа людей, которая пытается выслуживаться перед властью, перед государством. Очевидно, они заодно с полицейскими, потому что действуют безнаказанно. Это какие-то ряженые люди. На самом деле, скорее всего, каких-то искренних чувств, искренней ненависти они не испытывают. Просто они хотят выслужиться, чтобы получить какие-то дивиденды. Это просто какие-то провокаторы, люди, которые гадят и этим живут, – считает режиссер Дмитрий Кубасов.
Международный ЛГБТ-кинофестиваль "Бок о бок" проходит в России с 2008 года. Его девиз – "Разная любовь – равные права". Организаторы говорят, что фестиваль – это площадка, на которой российское общество и представители ЛГБТ-сообщества могут вступить в широкую дискуссию и наладить позитивный диалог. Но пока что диалога не получается: каждый год его организаторы получают угрозы от агрессивно настроенных провластных и православных движений.