Анастасия Сергеева из Светлого Яра подала жалобу в Росприроднадзор и стала фигуранткой уголовного дела. Её обвинил в клевете руководитель волгоградского управления Сергей Васильев, о чьей работе Сергеева писала вышестоящему начальству. Вскоре после того, как чиновник подал на активистку в суд, выяснилось, что его уволили из-за нарушений.
Районный поселок Светлый Яр расположен вблизи южной промышленной зоны Волгограда. Десятки крупных и мелких предприятий долгие годы загрязняют химическими отходами воду, почву и воздух, которым дышат светлоярцы. Анастасия Сергеева поселилась в этом экологически неблагополучном поселке в 2000 году, закончив учебу в университете.
Сергеева преподавала экологию в медико-экологическом колледже и географию в Райгородской школе, несколько лет занималась научными изысканиями по теме утилизации и вторичного использования бытовых и промышленных отходов. Четыре года назад она вошла в Общественный экологический совет, который был создан при районной администрации.
В 2017 году Экосовет обнаружил новую экологическую угрозу: региональные власти начали ликвидировать в Волгограде огромную свалку бытовых и промышленных отходов I–III классов опасности, а по сути – перевозить ее в Светлоярский район. Опасный объект более 60 лет уродовал 39 гектаров Кировского района Волгограда. Теперь из пределов областного центра полтора миллиона кубометров отходов перемещались в пруд – накопитель синтетических жирных кислот, расположенный в нескольких километрах от Светлого Яра.
Власти выделили на ликвидацию Кировской свалки 813 миллионов рублей. Проект, как положено, прошел государственную экологическую экспертизу, а подрядчик "ЭкоТехСервис" получил лицензию на обращение с отходами. Ликвидировать Кировскую свалку собирались за один год. Мимо Светлого Яра потянулись вереницы грузовых машин, со шлейфом то ли дыма, то ли пыли с резким химическим запахом. Общественники подняли тревогу.
"Намеренно пытались запутать"
Члены светлоярского Экосовета попытались выяснить, почему проект ликвидации Кировской свалки не был согласован с жителями района. Общественники направили во все инстанции сотни жалоб на несоблюдение требований экологической безопасности: КамАЗы перевозили отходы в открытых кузовах, водители не прошли специального обучения, колонны передвигались не в ночное время, а круглосуточно. Если в начальной точке ликвидация Кировской свалки прошла все согласования, то накопление отходов в светлоярском пруду-накопителе проводилось, по мнению общественников, абы как.
– Мы им говорим: для размещения опасных отходов должен быть создан полигон, занесенный в Госреестр объектов размещения отходов. Он должен быть законным образом построен и оборудован, – рассказывает Анастасия Сергеева. – В одних письмах они нам отвечают, что пруд-накопитель – это и есть полигон (хотя полигоном он никак не является и в Госреестре не значится), а в других утверждают, что это гидротехнические сооружение, которое, по нашему убеждению, никак не предназначено для размещения опасных отходов. Намеренно пытались запутать людей.
Светлоярские общественники обращались с жалобами в Следственный комитет, Генеральную прокуратуру, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, подготовили видео-обращение к президенту страны. Активисты требовали провести "компетентную проверку" законности размещения отходов в пруду-накопителе и мониторинговые исследования по оценке их воздействия на окружающую среду. Чиновники встречались со светлоярцами, но, по словам Сергеевой, "никакого вразумительного ответа и конкретных действий" общественность не услышала и не увидела. "Наши доводы не проверяются. Получаем отписки", – говорит эколог. Сергеева пояснила, что по проекту размещаемые в пруду-накопителе отходы должны были быть изолированы от окружающей среды слоями сорбентов, однако по факту их засыпали вскрышными породами. Теперь, говорит эколог, нет гарантии, что загрязняющие вещества не попадают в грунтовые воды и почву. "С какой миной замедленного действия оставили жителей района?" – спрашивает она.
И вот, 25 января 2019 года Анастасия Сергеева направила обращение в адрес Светланы Радионовой, руководителя федерального Росприроднадзора. Она писала о грубейших нарушениях законодательства, связанных с перемещением Кировской свалки в Светлоярский район "по технологии, которая не имеет ни одного научного обоснования и положительного заключения, в том числе, государственной экологической экспертизы", а ситуацию в Светлоярском районе охарактеризовала как "геноцид благоприятной экологической среды", упомянув, что не без участия Росприроднадзора "творится самый настоящий правовой беспредел". Руководителя волгоградского управления Росприроднадзора Сергея Васильева она обвинила в "некомпетентности".
Обращение Сергеевой было перенаправлено из федерального ведомства в региональное, и 28 января легло на стол начальника волгоградского управления.
Обиделся и пошел в суд
Вместо того чтобы провести проверку доводов жалобы, Сергей Васильев как частный обвинитель подал в мировой суд заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Анастасии Сергеевой. Он заявил, что Сергеева в своем обращении изложила сведения, "не соответствующие действительности", порочащие его честь и достоинство и подрывающие его деловую репутацию.
Мы обычные граждане, у которых есть дети, которые хотят жить в благополучной среде
– На предварительное заседание мирового суда 10 апреля Васильев не явился. На судебное заседание, на котором рассматривалось дело по существу, 16 апреля он пришел, – рассказывает о ходе судебного процесса адвокат Сергеевой Ольга Завгороднева. – Тут им сильно заинтересовались СМИ. Впервые Васильев и Сергеева увиделись, познакомились, пообещали друг другу написать обоюдное ходатайство о мирном решении дела. Взяли на это неделю. Но на заседание 26 апреля Васильев не явился и на мировую не пошел. Его адвокат сообщил, что он находится в больнице. При этом на заседание частного обвинителя пришел его подчиненный, заместитель начальника Росприроднадзора Александр Голушкин. Почему он был в суде в его рабочее время – непонятно. Следующее заседание назначено на 17 мая.
Завгороднева уверена, что Сергеева не нарушила закон, "клеветы никакой не было". Светлоярская общественница воспользовалась своим конституционным правом и обратилась в госорган, чтобы проинформировать его о бездействии подчиненных. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", напоминает адвокат, запрещает преследовать гражданина за подобные действия.
– Вместо того чтобы провести расследование изложенных Сергеевой доводов, появилось уголовное дело о клевете. Ничего оскорбительного в адрес Васильева в обращении Сергеевой не было. Она лишь усомнилась в его компетенции, – говорит Ольга Завгороднева.
– Я не имела к нему, как к частному лицу, никаких претензий. Претензии были к работе его управления. Клеветы с моей стороны не было, – подчеркивает Анастасия Сергеева. – Меня шокировало его заявление. В страшном сне представить себе не могла такое. Мы не экстремисты. Мы обычные граждане, у которых есть дети, которые хотят жить в благополучной среде. Из нашего же района сделали отхожее, опасное для жизни место. А наши обращения в госорганы обращают против нас, заводят уголовные дела.
Получить комментарий у Сергея Васильева Радио Свобода не удалось. В его приемной сообщили, что чиновник отказывается общаться с прессой.
"Интересы Росприроднадзора не представляет"
Обвинения в клевете в адрес экоактивистки вызвали в регионе широкий резонанс. В социальных сетях появились странички в защиту Анастасии Сергеевой. С публичным заявлением выступил председатель регионального отделения Русского географического общества Сергей Моников: "Вместо того, чтобы принять меры к исправлению ситуации и устранению допущенных нарушений при складировании токсичных отходов, очевидно, будучи озабочен перспективами своего дальнейшего нахождения в руководящем кресле, пошёл ва-банк и обвинил Анастасию Сергееву в клевете. Нам знакомы документы, отправленные в жалобе. Они основаны на фактах, и ряд этих фактов уже неопровержимо доказан".
Волгоградский журналист и географ Анатолий Судаков усомнился в подлинности ученого звания Сергея Васильева (кандидат юридических наук), нигде не обнаружив его диссертацию "Государственно-правовое регламентирование обеспечения национальной безопасности Российской Федерации". "Ищем всем миром! Я верю, что мы найдём эту диссертацию, и я её обязательно прочитаю", – написал Судаков в фейсбуке.
26 апреля стало известно, что Сергей Васильев написал заявление об увольнении с поста главы регионального управления Росприроднадзора. Об этом замруководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов письменно сообщил Анастасии Сергеевой: "Васильев выступает [в мировом суде] как частное лицо и интересы Росприроднадзора не представляет. В настоящее время в отношении Васильева, руководителя Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, проводится служебная проверка по фактам нарушений, выявленных в деятельности управления. Также от Васильева, руководителя Управления, поступило заявление об увольнении с государственной гражданской службы".
В то же время 25 апреля Сергей Васильев заявил об участии в праймериз от "Единой России" на выборах депутатов Волгоградской областной думы. Он также является членом Волгоградской областной избирательной комиссии с правом решающего голоса, что в определенной мере защищает его от уголовного преследования.
– Есть такая категория людей, которые думают, что им позволено все. Но это не так. Случай с Сергеевой – это Давид победил Голиафа. Простая сельская учительница завалила аж целого главу Росприроднадзора. Васильеву пришлось бежать, поджав хвост, – охарактеризовал теперь уже экс-чиновника волгоградский политолог Александр Сайгин.
– У меня не было цели лишить Васильева работы. Я просто осуществляла свои конституционные права – высказала свое возмущение бездействием волгоградского Росприроднадзора. Не понимаю, почему он это воспринял как клевету, – недоумевает теперь Анастасия Сергеева.