Двенадцатилетняя девочка из деревни Томсино Псковской области попросила у президента России мини-трактор, чтобы маме после двух смен в больнице было не так трудно обрабатывать землю. После того как Радио Свобода рассказало их историю, читатели захотели поддержать Тасю Перчикову.
На пожертвования девочка приобрела учебники и курсы, и теперь изучает французский и испанский языки, чтобы стать кинологом в Европе. Но не всем в деревне понравилась внезапная известность Перчиковых. Дочка с мамой столкнулись с настоящей травлей со стороны односельчан.
Фильм "Тася из Томсино" Андрея Киселева
– У меня теперь есть друзья даже в Москве! – кричит Тася вместо приветствия. – А еще мне звонили из Сибири и спрашивали, правда ли я есть и живу в деревне. И у меня, не скрываю, есть теперь планшет! Я уже накачала в него программ! Мама купила словари по испанскому, немецкому, английскому! Вот я захочу работать кинологом во Франции или в Испании, может же быть такое? А если языка не знаю, то как я туда поеду?! Надо учить, учить и учить. А еще мне купили книгу по китайскому! Да, я изучаю китайский! Пока разбираюсь с иероглифами, а потом начну учить слова.
Тася выпаливает все новости сразу. За последний месяц в ее жизни действительно многое поменялось. История девочки из дальней псковской деревни, которая мечтает о том, чтобы чиновники вновь открыли "оптимизированную" школу, и беспокоится о маме-медсестре, тронула многих. "Дайте адрес Таси, насобираем ей на тракторишко", "Как можно прислать помощь этой семье?", "Дайте номер карты мамы, поможем как-нибудь", – писали люди в комментариях к материалу на сайте Радио Свобода". "А есть народ из Псковской области? Помогите найти эту семью, давайте им мини-трактор и правда купим!" – отреагировала на статью журналист Znak.com Екатерина Винокурова.
На трактор, правда, накопить не вышло, но собрали 90 000 рублей, на которые Перчиковы хотят купить мотоблок.
"Прошу простить меня и мою дочку"
Информация о Тасе Перчиковой за сутки облетела соцсети и попала даже в топ развлекательных порталов. Но одновременно с сочувствующими появились и недоброжелатели. Тасину семью обвинили в жадности и корысти. "Пол-России так живет и ничего не просит, зажрались. Пусть еще комбайн потребуют!", "Папа работает на пилораме, мама в больнице, дочка в школу не ходила до переезда и не ходит здесь", – писали только что зарегистрировавшиеся в Фейсбуке люди. За папу Таси (настоящий вообще-то живет на Украине и не платит алименты) они приняли друга семьи, вдовца Юрия Георгиевича. Их отношения с мамой Таси непростые, но последние полгода он живет с Перчиковыми и помогает им. Работает на местной пилораме, где при высокой нагрузке, с ночными сменами получает менее двадцати тысяч рублей.
В травле семьи участвовали даже дети. Девочка, с которой Тася несколько месяцев проучилась в Кузнецовской школе после того, как власти закрыли ее Томсинскую, начала распространять слухи о том, что Перчикова якобы украла телефон.
– Я не знаю, почему она так делает, не знаю, зачем она это говорит. Это вранье. У меня почти не было друзей в Кузнецовской школе. Та девочка из себя строила крутую. Меня многие не понимают, я другая. Я отличаюсь от них. Если меня привезли в деревню, так, извините меня, я буду пахать в деревне. Мама в воскресенье была никакая, и я взяла сама пошла почистила крылечко. Сама. В одиночку, – рассказывает Тася.
Семья Перчиковых не единственная, кто испытывает подобные трудности
Ее мама Елена Анатольевна такой атаки не ожидала и оказалась к ней не готова. "Нам пишут в комментариях, что письма Путину не было, что все придумали! Но мы не просили у людей денег! Дочка просто по максимализму хочет мне помочь! Прошу простить меня и мою дочку! Мы не думали, что поднимется такая волна! Ни у кого ничего не просили!" – в панике писала она и высылала в редакцию Радио Свобода пароль от личного кабинета на сайте Kremlin.ru, чтобы журналисты еще раз убедились в подлинности Тасиного письма. Именно на Kremlin.ru Тася втайне от мамы обратилась к президенту, но письмо практически сразу стало недоступным для остальных пользователей интернета. Те, недолго думая, обвинили семью во лжи.
К осуждающим присоединился живущий в нескольких метрах от Перчиковых глава Себежского района Леонид Курсенков. Он сообщил, что у большинства жителей в деревне Томсино невысокие доходы и люди содержат огороды. "Семья Перчиковых не единственная, кто испытывает подобные трудности, у нас в районе 19 тысяч населения, из них такие семьи примерно все в одинаковом состоянии, оказать помощь каждому, купить трактор, мы по закону не имеем права", – заявил чиновник ТАСС.
Однако обычные граждане России оказались менее равнодушными. "Оказывается, люди – это сила! Спасибо вам всем!" – радовались Перчиковы. Неизвестные благотворители прислали Тасе канцелярские товары, книги, телефон и планшет. А маме – мультиварку. Часть анонимных подарков и вовсе пришла с AliExpress, поэтому поблагодарить благодетелей Тася с мамой не смогли.
– Мы уже приготовили творожный пирог в мультиварке – прекрасно вышло! – делится девочка.
В конце концов расщедриться решили и областные чиновники. Региональное управление соцзащиты через ТАСС сообщило: "Мы намерены выделить средства, оказать материальную помощь, предлагаем женщине заключить социальный контракт на приобретение мини-трактора, если она придет и подпишет контракт, по которому мы будем отслеживать целевое использование этих денег. Мы одноразово выделяем средства, определенную сумму, и будем следить за тем, чтобы средства были использованы по назначению".
Письма к Путину не видел
Через неделю после выхода материала Радио Свобода Елену Перчикову вызвали к руководителю аппарата администрации губернатора Псковской области Сергею Дмитриеву. Елена говорит, что очень просила перенести визит, потому что до этого у нее были два суточных дежурства подряд. Но в администрации области на уступки не пошли.
Четыре часа ехала к нему в Псков из Себежа. А вся встреча заняла 15 минут!
– Я вот иду и плачу, – рассказала Перчикова корреспонденту Радио Свобода сразу после встречи с Сергеем Дмитриевым. – Четыре часа ехала к нему в Псков из Себежа, потому что снег валил. А вся встреча заняла 15 минут! Он сделал лицо кирпичом, якобы письмо дочки к Путину он не читал. Я открыла на телефоне страницу Kremlin.ru, дала почитать. Потом сказал, что типа не читал статью и в ТАСС, где они себя в грудь били, что помогут, – тоже с телефона дала почитать. Он попросил ему потом ссылку выслать – смешно, это в Гугле есть.
По словам Елены Анатольевны, глава аппарата администрации Псковской области заявил, что власти не могут помочь им финансово и заключить тот самый социальный контракт до тех пор, пока семья не оформит регистрацию в области.
– Но у нас регистрации нет, потому что их допотопное программное обеспечение не работает. И все сделки уже больше двух месяцев оформить никто не может, – объясняет Перчикова. – Еще он скопировал документы, с которыми я приехала. Мол, вот надо сравнить ваши зарплаты с зарплатами Великих Лук и Опочки: тогда будет ясно, всё вам платят или нет. И ради этого тащить меня после двух суток в Псков? – возмущается женщина.
Расстроенная, она в ожидании автобуса в Себеж ходила по псковским магазинам и, чтобы порадовать дочку после неутешительных новостей от чиновников, купила телевизор: их прежний с перебоями показывал только один федеральный канал. Позже эта покупка стала еще одним поводом для травли Перчиковых в соцсетях.
"Ни "Крайслера", ни "Майбаха" в козлятнике не прячу"
Утром 17 января у Перчиковых окотилась коза. Роды принимала Тася, ее мама подключилась, когда пришла со смены в больнице. Только приняли роды, как в дом без предупреждения нагрянули незваные гости с телеканала "Россия-1".
– Я им говорю, что я сплю, что у нас новорожденные дома, а они настырно в дом, – рассказывает Елена Перчикова. – Сделали акцент на том, что у меня долги и сожитель. "Вам точно нужен трактор?" – говорят. У них откуда-то информация о том, что деньги на трактор якобы уже собраны. К соседу ходили, на камеру узнавали мнение о нас. У них заказ, видимо, не людям помочь, а сделать, как системе выгодно, – переживала Тасина мама.
У них заказ, видимо, не людям помочь, а сделать, как системе выгодно
В сюжете, который позже вышел на телеканале, семью Перчиковых выставили предприимчивыми иждивенцами, которые пытаются решить свои проблемы за счет государства. "Но они же входили в дом не для того, чтобы так переврать слова. Перевернули все телевизионщики! Но я ни в чем не обманывала! Ни "Крайслера", ни "Майбаха" в козлятнике не прячу", – жаловалась Елена Анатольевна.
Депутат регионального парламента от Себежского района Дарья Козьякова, которая незадолго до телеканала приезжала к Перчиковым, сочувственно общалась с ними и передавала ноутбук от фонда областного депутата Александра Козловского, в эфире сообщила, что с зарплатой Тасиной мамы на господдержку рассчитывать не стоит. "Ни о каких пособиях речи быть не может, она не мать одиночка. У девочки есть отец, который, пусть и скрывается, проживает в Украине, но он есть. Здесь вопрос назначения алиментов непосредственно к отцу. Так как мама – работающая, получающая зарплату выше прожиточного минимума, никаких мер последовать не может", – заявила депутат Козьякова.
Елена Анатольевна таким словам удивилась. Она работает в Себежской районной больнице младшей медсестрой. Ее оклад – 5623 рубля. Это меньше установленного в Псковской области прожиточного минимума (тот равняется 11 163 рублям), поэтому в ее расчетном листке есть специальная графа "Доплата до минимума". Но та в декабре составила всего 700 рублей, поэтому Елена Анатольевна, по ее собственным словам, вынуждена работать за двоих: за санитарку и за медсестру приемного покоя одновременно. За это ей положено еще 70% оклада. Итого вместе с ночными дежурствами в реанимации в декабре ей набежало 16 769 рублей. После вычета аванса (3000 рублей) и подоходного налога (2180 рублей) в платежке осталось 11 589 рублей.
"Оставляет грязь и производит видеосъемку"
Одновременно с травлей в соцсетях и нашествием федерального телеканала у Перчиковой начались проблемы и на работе. Сначала у Елены Анатольевны состоялся очень строгий диалог с главврачом Себежской районной больницы. Тот был недоволен упоминанием в материале Радио Свобода его коллектива и грозил обвинениями в клевете.
Коллеги-медсестры медийную известность Перчиковых тоже не оценили, прямо сообщили Елене Анатольевне, что будут на нее жаловаться, и слово сдержали. "Санитарка приемного покоя Перчикова не справляется со своими персональными обязанностями (не меняет белье после больных, оставляет грязь после своей смены, устраивает видеосъемки). Просим принять меры", – сообщил главному врачу Себежской районной больницы Андрею Захарову в официальной докладной один из медицинских работников. Под документом подписались несколько сотрудников.
Тасина мама уверена, что после письма дочки Путину и последовавшей общественной кампании работать в больнице ей не дадут. Изобретут повод и уволят по статье.
– Для меня это дичь. Все началось из-за того, что я написала Путину. Но писала не мама, писала я! Приехали бы ко мне и разбирались бы со мной! Мама об этом письме даже не знала! Правда! – чуть не плачет Тася.
"Надо сказать хорошему человеку, что ему врут"
Девочка не может поверить, что даже после телесюжета президент Путин не напишет ей в ответ. "Ему говорят, что медики хорошо получают, значит, его обманывают? Надо сказать хорошему человеку, что ему врут! Ведь он-то им верит", – считает Тася.
Ее письмо Владимиру Владимировичу администрация президента спустила региональным чиновникам Псковской области. "Похвалы заслуживает ваше стремление помочь маме и заботиться о ней. К сожалению, оказать материальную помощь вашей семье на приобретение мотоблока или мини-трактора не представляется возможным. В бюджете комитета по социальной защите Псковской области не предусмотрены средства на оказание гражданам материальной помощи", – написали Тасе чиновники.
А ее маме на днях позвонили с программы Андрея Малахова "Прямой эфир" и сообщили, что ее бывший работодатель Иван обратился к ним и рассказал, что Перчиковы – мошенницы. До этого его родственница уже обвиняла Перчиковых во всевозможных грехах в соцсетях. Наученная горьким опытом общения с телеканалом "Россия-1" Елена Анатольевна объяснила, что ей это неинтересно, и положила трубку.
Что же вы не рассказали, как обманули нас и не заплатили ни копейки?
– Мы работали у этого Ивана в мае-июне 2018 года и еле-еле смогли уйти, – говорит Тасина мама.
А Тася сдерживаться не стала.
– И что же вы нас обсираете, а? Почему вы, как взрослая, разрешаете себе обманывать людей, не расскажете, как вы с дядей Иваном обещали моей маме и мне условия и перспективы. Как я жила в палатке, охраняя овец и ваши огороды. И как вы потом с дядей Иваном обещали, что выгоните нас всей деревней. Не рассказали, как дядя Иван угрожал лично мне детским домом? Что же вы не рассказали, как обманули нас и не заплатили ни копейки? Что, нельзя это писать? Типа не детское это? А обманывать – это честно и по-взрослому? – написала девочка в социальных сетях.
Перчикова-мама переживает за такую смелую дочку.
– Нельзя было её так воспитывать и учить верить людям, – вздыхает Елена Анатольевна. Она тревожится из-за грядущего эфира Малахова, но ехать в Москву отстаивать свое честное имя не собирается.
"Я еще надеюсь"
Сейчас на карте Елены Перчиковой около 90 000 рублей – их прислали читатели Радио Свобода. Мини-трактор на эти деньги купить не получится, и Перчиковы теперь присматривают мотоблок.
У меня появилась надежда, что у нас в России есть добрые люди
– Спасибо всем, кто нам помог, огромное спасибо за то, что они поверили, что это не фигня какая-то. Многие боятся помогать, потому что бывает и вранье, – рассуждает Тася и признается, что после выхода статьи заново поверила в людей: – У меня появилась надежда, что у нас в России есть добрые люди. Я не много таких знала, потому что были те злые, от которых мы с мамой собаку спасли. Они ее хотели пристрелить, убить! Они хотели, чтобы ее больше не было! Но зачем было заводить, если понимали, что будет трудно с ней?! Сейчас ей год, она ест, пьет, мы играем с ней.
Тася по-прежнему учится на дому. Псковские чиновники отказались решать вопрос с открытием "оптимизированной" школы в Томсине, о которой так мечтает двенадцатилетняя девочка. А в президента Путина школьница продолжает верить.
– Конечно, сказали, что денег нет, чтобы школу открывать, но я надеюсь, я еще надеюсь, – говорит Тася.
Примечание редакции: Бывший работодатель Перчиковых (полное имя и электронный адрес редакции известны) считает изложенную Перчиковыми информацию недостоверной, однако выступить с её опровержением в рамках этой публикации он отказался.