- Патерналистское государство провоцирует молодежь на уход в либертарианство.
- Нас пытаются переключить с потребительского поведения на поведение сберегательное – мы должны будем сами себе на пенсию копить.
- Политики рассматривают рэп как значимую для молодежи музыку. И она ощущается все более и более политической именно за счет столкновения с властью, а не за счет своего содержания.
- Дети сами формируют себе досуг и потенциально могут создавать популярную культуру для самих себя и своих ровесников.
- Те, кто запрещает такие вещи, как telegram или концерты рэперов, борются не с явлением. Им важно запретить то, чего они не понимают.
- Становится более привычной и предпочтительной новая форма развлечения – смотреть, как другой ребенок играет с игрушками на YouTube, а не играть самому или смотреть диснеевские мультики.
Тамара Ляленкова: Сегодня мы поговорим о событиях минувшего года, которые с точки зрения политолога, культуролога и экономиста могут повлиять на обстоятельства нашей жизни в этом году и, может быть, в более долгосрочной перспективе.
В московской студии – младший научный сотрудник Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС Александр Мотин, аспирантка факультета культурологии РГГУ Земфира Саламова и аспирантка Департамента теоретической экономики Высшей школы экономики Дарья Пудова.
Тамара Ляленкова: Начнем с главного. На ваш взгляд, какие события могут претендовать на эпохальные в прошлом году?
Александр Мотин: На мой взгляд, это серия осенних выборов губернаторов, которые показывает, что в нашу страну, наконец, пришел популизм. Нужно понимать, что популизм – это не какое-то ругательство, а это среда, в которой нам придется жить. Последние события показывают, что и в Европе, и в Латинской Америке, и в США наступают популисты, и за этим интересно наблюдать.
Тамара Ляленкова: Наблюдать со стороны или изнутри?
Александр Мотин: Выборы губернаторов в России становятся более интересными. Появляется элемент шоу, если хотите. Если последние 5-7
В нашу страну, наконец, пришел популизм
лет на губернаторских, на мэрских выборах явка избирателей была в среднем 20%, то недавно в Приморье – 45. Это почти как выборы президента! То есть региональные выборы становятся значимыми. Понятное дело, что они остаются в зависимости от федерального центра, но федеральные выборы теперь не единственное событие в политической жизни.
Раз в два года у нас либо думские, либо президентские выборы, но появляется возможность и для других сил... Очевидно, что в Приморье были инвестированы очень большие средства для победы кандидата. И протестное голосование в первом туре становится выгодным. За счет этого можно привести в регион деньги.
Дарья Пудова: В экономике то, что повлияет на 2019 год, – это однозначно первые шаги в пенсионной реформе и повышение НДС до 20%. Есть некоторые прогнозы, что НДС увеличит инфляцию. Но, может быть, она останется в границах 4%. Но очевидного глобального эффекта, я думаю, мы не будем наблюдать в следующем году. Саша прав, полагая, что будет повышение явки за счет популизма. Но что касается экономики – посмотрим.
Тамара Ляленкова: Земфира, ваш вариант важных событий в культурной сфере.
Земфира Саламова: Одно из самых запоминающихся происходило в ноябре и декабре, когда очень много концертов популярных у молодежи
Не стоит недооценивать российскую власть в создании хайпа
исполнителей запрещались, в основном, рэп-исполнителей. Честно говоря, после 2017 года, когда возникла шумиха с рэп-баттлами, я не думала, что эта тема может нагреться еще больше. Видимо, никогда не стоит недооценивать российскую власть в создании хайпа. На самом деле обсуждение именно политиками этой темы выглядело абсурдно. И рэп почему-то определяется теперь как основная музыка молодого поколения.
Тамара Ляленкова: Неожиданно? Или закономерно?
Земфира Саламова: Наверное, закономерно, по сравнению с прошлыми годами. Мне кажется, что политики даже более активно это утверждают, рассматривая рэп как значимую музыку. И она ощущается все более и более политической именно за счет столкновения с властью, даже больше, чем за счет своего содержания. Ведь срывались концерты в том числе у музыкантов, которые позиционируют себя как аполитичные артисты.
Тамара Ляленкова: Таким образом, все само собой складывается в единую картинку – культура, которая завязана на политику, политика, которая зависит от финансовых обстоятельств. Однако люди, как правило, не видят этой связи. Это показывает опрос молодых людей, который мы сделали в новогодние дни на ярмарке на Винзаводе.
Какое важное, на ваш взгляд, событие произошло в минувшем году?
Александр Мотин: Я думаю, что мы привыкли жить в патерналистском государстве, поэтому в современной повседневной культуре не принято говорить о важных вещах. Они отдаются на откуп государству.
Тамара Ляленкова: Даша, ваше следующее событие?
Дарья Пудова: Чемпионат мира по футболу. Я не думаю, что он окажет большое влияние, но некоторые эксперты говорят, что следующие пять лет будет некоторая отдача от инфраструктуры, которая добавит к ВВП. Если говорить об экономике, то эффект останется.
Александр Мотин: К сожалению, жизнь россиян благодаря чемпионату
Декорация резко упала, как только закончился чемпионат
мира по футболу изменилась ровно на то время, пока длился чемпионат. Декорация резко упала, как только он закончился в политическом плане. Свободный режим в центре Москвы, когда вы можете выйти на улицу со стаканом пива, продержался ровно месяц, а дальше – это подсудное дело.
Тамара Ляленкова: Чемпионат – культурное событие в некоторой степени, Земфира?
Земфира Саламова: Да, это было очень важно. Мне кажется, получилось даже лучше, чем с Олимпиадой в Сочи – создать атмосферу гостеприимного города, общего культурного опыта. Но при этом я согласна, что было что-то одновременно мрачное и пугающее в том смысле, что подобное еще не скоро повторится, возможно, это такой прощальный глоток перед усилением контроля.
Тамара Ляленкова: Александр, следующее политическое событие?
Александр Мотин: Я бы назвал блокировку telegram. Опять же это продолжает тренд на патернализм, потому что блокировка важна не сама по себе. Блокировкой говорят о том, что вам не нужно этого знать, вам не нужен этот сервис. Он может быть опасен, поэтому государство вас от него оградит. То же самое с уже упомянутыми концертами.
Это тренд на патернализм, причем, достаточно бессмысленный, потому что те, кто запрещает эти вещи, борются не с явлением. Им важно запретить то, что они не понимают.
Дарья Пудова: Еще можно сказать про мартовские выборы. На экономику они, скорее, повлияют как продолжение такого стабильного существования.
Тамара Ляленкова: Даша, каким именно образом повлияют?
Дарья Пудова: С точки зрения инвестиционной стабильности. Впрочем, решения, которые будет принимать государство, могут обернуться риском для людей, инвестирующих в развивающиеся рынки. Сейчас вообще боятся инвестировать. Следующий год с финансовой точки зрения вряд ли будет в этом плане благоприятным.
Тамара Ляленкова: Земфира, что дальше с культурными событиями?
Земфира Саламова: Второе событие произошло на глобальном уровне. В декабре 2018 "Форбс" опубликовал результаты по самым зарабатывающим ютуберам в мире. И так получилось, что первое место по заработкам занял канал Ryan ToysReview. Ryan – это восьмилетний мальчик. У него 17 миллионов подписчиков и заработок за прошедший год где-то 22 млн, в основном за счет рекламы, которую YouTube вставляет в ролики.
Тамара Ляленкова: Надо объяснить, что вещает восьмилетний мальчик и в каком формате.
Земфира Саламова: Это канал формата boxing, то есть видео, где мальчик открывает игрушки и играет с ними. Интересен не столько сам блогер, поскольку понятно, что он не один работает над этим каналом.
Тамара Ляленкова: А он как-то комментирует игрушки? Или просто прелестный мальчик?
Земфира Саламова: Я думаю, обаяние тоже играет роль. Содержание в том, что ребенок открывает упаковку, показывает игрушку и начинает с ней играть. На самом деле, это не единственный такой канал, их очень много. Просто этот самый популярный. По заработкам он обошел многие другие на YouTube, которые ведут взрослые.
Тамара Ляленкова: А вы понимаете, почему это так работает?
Земфира Саламова: Мне кажется, тут важно, кто это смотрит. А смотрят дети, и регулярно – миллионы просмотров каждого видео. Для детей становится более привычной и предпочтительной такая форма развлечения – смотреть, как другой ребенок играет с игрушками, нежели смотреть диснеевские мультики.
Тамара Ляленкова: Или играть с соседом в эти же самые игрушки.
Земфира Саламова: Да. Позитивное здесь в том, что это показывает, как дети сами формируют себе досуг, что они смотрят и потенциально
Дети сами формируют себе досуг
сами могут создавать популярную культуру для самих себя и своих ровесником. Мне кажется, что активная позиция не только подростков, но и детей на таком экономическом и творческом уровне должна будет все более и более учитываться в культуре.
Тамара Ляленкова: События, которые вы вспоминаете, – это события молодых, или они важны и для взрослых экспертов? Ваш взгляд отличается?
Александр Мотин: Я думаю, что отличается, потому что я, например, не считаю выборы президента событием. Это был формальный процесс. Все знали, кто победит, никто не удивился.
Я не считаю выборы президента событием
Второе. Относительно недавно была новость о том, что США выходит из Договора по ракетам средней и малой дальности. Опять же это история времен холодной войны. Для меня она абсолютно незначима, а вот наши маститые политологи будут рассуждать еще несколько месяцев, что это что-то изменит. Я так не думаю, потому что ядерные ракеты остаются и у нас, и у них. А от того, сколько их будет, ситуация не сильно изменится.
Дарья Пудова: Есть события, которые затронули все поколения, и оценки будут примерно одинаковыми. Что касается пенсионной реформы – в любом случае мы тоже столкнемся с этим. Я думаю, что оценки у экономистов на значимость событий примерно одинаковые, потому что тут люди оперируют цифрами.
Тамара Ляленкова: Земфира, что скажете?
Земфира Саламова: Я думаю, что наши важные события отличаются. Но в любом случае это достаточно субъективно. Не только у разных возрастов, но и у людей одного возраста будут разные события главными. Наверное, это нормально.
С пенсионной реформой – я согласна. Мне кажется, что это и для нашего поколения тоже важно, потому что затрагивает членов нашей семьи. На самом деле, глобальный тренд с точки зрения пенсионных реформ – это то, что нас пытаются переключить с потребительского поведения на поведение сберегательное. Мы должны будем сами себе на пенсию копить, так как мы постепенно подводимся к этой мысли.
Тамара Ляленкова: Да, есть некоторые знаки, которые показывают, что меняются важные вещи.
Александр Мотин: Патерналистское государство провоцирует
Есть тренд, что придется заботиться о себе самому
молодежь на уход куда-то в либертарианство. И опять идея, что пенсий не будет, очень хорошо ложится на политическую рамку. Я не рассчитываю, что я получу пенсию, потому что это явно не последняя пенсионная реформа в моей жизни. Да, есть тренд на то, что придется заботиться о себе самому.
Тамара Ляленкова: Во всяком случае, в минувшем году это дали понять очень отчетливо. Декабрьская история, связанная с законопроектом о наказании организаторов несанкционированных митингов, если туда выходят дети до 18 лет.
Долго до этого думали, кого наказывать – педагогов, родителей. В итоге пришли к выводу, что надо наказывать организаторов митингов. Это патернализм или хитрый ход?
Александр Мотин: Это значит, что у нас появляется еще одна статья, которую можно будет любому организатору митинга впаять 100%.
Тамара Ляленкова: Если единожды – до 15 суток и 500 тысяч штрафа. Если второй раз, то в два раза все увеличивается.
Александр Мотин: Сейчас средний штраф – меньше 100 тысяч, как правило, на человека. Здесь можно до 500.
Дарья Пудова: Я думаю, что с экономической точки зрения с преподавателя штрафы брать труднее, как и с родителей. Здесь чисто экономический выбор – проще наказывать организаторов, потому что это конкретные люди, их проще найти.
Тамара Ляленкова: Это была одна из последних законотворческих инициатив, которая может повлиять на общественную жизнь в новом году. Каким образом – покажут события нового года.