Ссылки для упрощенного доступа

Мужской вопрос


Книга года

Александр Генис: Уходящий 2018-й войдет в историю как год резкого обострения межполовых отношений. Движение METOO стало могущественным и опасным. Более 200 высокопоставленных мужчин во всех областях жизни лишились работы по обвинению в сексуальных домогательствах. Однако не все считают главным женский вопрос. Многие полагают мужской вопрос не менее важным и острым.

У микрофона ведущая "Книжного обозрения" Американского часа Марина Ефимова

Марина Ефимова: Вот уже пять десятилетий американское общество сосредоточено на проблемах женщин. Феминизм стал одним из главных общественных движений последней трети 20-го века и начала века 21-го. За это время женщины добились повышения своего общественного статуса, финансовой независимости, права на аборт. В случае развода они получают преимущественное право на детей и на материальную компенсацию от мужей, даже в тех случаях, когда сами были инициаторами развода. В последнее время усилились начатые в 1990-х годах бои с сексуальной мужской распущенностью, которая, очевидно, будет квалифицироваться теперь если не как уголовное, то как нравственное преступление без срока давности.

Особенно заметны достижения женщин в деловой сфере. В статье Арли Хохчайлд "Трудности мужчин", опубликованной в New York Review of Books, приводятся сравнительные данные успехов мужчин и женщин в современной Америке:

Диктор: "В старших классах школ 70% плохих отметок получают мальчики, их чаще исключают, и сами они чаще бросают школу. А среди лучших учеников, тех, кто является гордостью школы (так наз. Valedictorians), 70% – девочки. В университетах первенство тоже держат женщины. Из мужчин в возрасте от 25 до 46 лет степень бакалавра получают 30%, а из женщин – почти 40%, и это отставание особенно чревато для мужчин неприятностями, поскольку за последние 10 лет 73% всех новых рабочих мест достались обладателям степени бакалавра".

Марина Ефимова: Любопытно, что автор статьи Арли Хохчайлд – женщина, социолог университета Беркли – сопровождает эту статистику такой фразой: "Мы, конечно, должны разобраться в проблемах мужчин, но при этом ничто не мешает нам от души поздравить американских девочек и женщин с их успехами".

Если верно утверждение, что в Америке то, что невыгодно одним, непременно выгодно другим, то возникает вопрос: не связан ли заметный упадок мужской половины Америки с заметным подъёмом его женской половины? Ответ социологов и публицистов часто зависит от того, к какому общественному лагерю принадлежит отвечающий: к либерально-прогрессивному или к консервативно-традиционному. Причём оба ответа имеют под собой основание. Вот мнение либерального профессора Лин Чансер из женского колледжа Барнард, озвученное в интервью, которое я у неё брала для Радио Свобода в конце 1990-х годов:

Диктор: "За жизнь одного-двух поколений роли мужчин и женщин переменились. Женщин это мобилизовало, а мужчин сбило с толку. Женщины стремились занять традиционно мужские места: стать врачами, юристами, лётчиками, менеджерами, политиками, финансистами. Это психологически – повышение статуса. А мужчины не хотели занимать женские места: домохозяек, секретарш, медсестёр, уборщиц, и не хотели уступать распорядительские функции, в том числе и в семье. Они привыкли к привилегиям и, лишившись их, были разочарованы".

Марина Ефимова: Другой взгляд у публициста Уоррена Фаррела, автора бестселлера "Миф о мужском могуществе". В своем интервью он обратил внимание на такие аспекты проблемы:

Диктор: "Статистическое бюро выяснило, что в среднем финансовое положение женщин – глав семей в полтора раза лучше, чем мужчин – глав семей. Кроме того, среди тех богатых людей Америки, чье имущество оценивается в полмиллиона и выше, женщин оказалось больше, чем мужчин. Как это случилось, если высшие командные посты в экономике всё еще занимают мужчины? Одна из главных причин – в том, что при разводах (а ими кончается половина браков) жене чаще всего остается дом, который муж или уже выплатил, или продолжает выплачивать. А также ей обычно оставляют детей, образование которых оплачивает разведённый муж. И не только образование, но и страховые полисы, каникулы, занятия спортом".

Марина Ефимова: По мнению Фаррела (и многих его единомышленников), после всех преобразований в пользу обездоленных женщин бесправным и обездоленным часто оказывается мужчина, причем мужчина работящий, ответственный и законопослушный.

В одном оба оппонента согласны: огромный слой американских мужчин удручён и разочарован. Фаррел писал в книге "Миф о мужском могуществе": "Феминистки утверждают, что мужчины в обществе всё ещё доминируют. Если это так, они платят за это высокую цену. В 1920 году женщины жили в среднем на 1 год дольше мужчин, сейчас – на 7 лет дольше. Показательно сравнение числа самоубийств. Мальчики 10–14 лет совершают самоубийства вдвое чаще, чем девочки. Юноши 15–19 лет – вчетверо чаще, чем девушки; мужчины в возрасте 20–24 лет – в шесть раз чаще, чем женщины, а в возрасте 85 лет – в 13 раз чаще".

В своей книге Фаррел объяснял удручённое состояние мужчин отчасти тем, что общество, пресса, представители культуры пренебрегают проблемами мужчин и занимаются исключительно проблемами женщин. Даже университеты включили в программы модные курсы Women’s Studies. Фаррел пишет:

Диктор: "Вместе с деньгами к женщинам пришло влияние. Они, например, главные спонсоры телевидения. Многие программы определяются их вкусами и взглядами: из 250 телефильмов, созданных в 1991 г., половина (!) представляла женщин жертвами мужского насилия – физического или психологического. Даже журнал "Тайм" занимается пропагандой: на обложке номера со статьёй о преступности в Америке была помещена фотография избитой женщины. Между тем 84% жертв преступлений – мальчики и мужчины. Феминизм превратил мужчин в граждан второго сорта".

Марина Ефимова: Со времени выхода в свет книги "Миф о мужском могуществе" прошло 20 лет, и вот сейчас началась новая волна обсуждений проблемы, которая не только не рассосалась, но приобрела новые осложнения. В марте 2018 года на консервативном республиканском телеканале FOX прошла серия передач "Мужчины в Америке". Ведущий – Такер Карлсон – отвел особое место проблемам мальчиков и юношей.

Диктор: "Мальчики не только учатся хуже, чем девочки, но их гораздо чаще за плохое поведение отправляют к психиатрам. Те ставят диагноз "дефицит внимания и гиперактивность" и прописывают успокоительные таблетки, употребление которых чревато будущими депрессиями. (Возможно, это отчасти объясняется тем, что 90% учителей младших классов – женщины, не умеющие справляться с мальчишеским озорством.) В школьном возрасте мальчики чаще, чем девочки, становятся толстяками и наркоманами, зацикливаются на компьютерных играх, чаще проваливают экзамены на водительские права. Они гораздо чаще совершают преступления, включая стрельбу по своим соученикам и учителям, чаще попадают в тюрьмы, чаще умирают молодыми от передозировки наркотиков или кончают жизнь самоубийством".

Марина Ефимова: Карлсон прямо обвинил либеральных политиков (в частности Барака Обаму и Хилари Клинтон), а также либеральные университеты с их Women's Studies – в излишней и опасной сосредоточенности на проблемах женщин. Журналиста поддержал известный клинический психолог из Торонто Джордан Петерсон, который сказал:

Диктор: "Риторика феминистов так настойчива, что ее уже можно считать внушением идей. Поэтому я советую забирать мальчиков из школ, где эта риторика превалирует, и отдавать их в более нейтральные учебные заведения".

Марина Ефимова: Из другого лагеря (в частности, от экономиста Дэвида Отора из MIT) последовали возражения, что причины надо искать в экономике и что трудности в школах испытывают в большинстве своём мальчики из бедных семей. Но тогда как объяснить, что в прошлом в Америке множество образованных, талантливых и даже великих людей (учёных, писателей, полководцев, политиков) вышло именно из бедных семей?

Среди новых книг самых обсуждаемых – две. Первая – "Кризисная ситуация с мальчиками. Почему наши мальчики переживают трудности, и как им помочь". Авторов у этой работы двое: всё тот же Уоррен Фаррел и психолог Джон Грэй, автор знаменитой книги "Мужчины с Марса, женщины с Венеры". Другая книга называется "Исцеление от ненависти. Как молодые люди впадают в экстремизм насилия и как от него избавляются". Её автор – Майкл Киммель, известный психолог, специалист по мужской психологии. Все три автора сходятся на том, что американские мальчики страдают от безотцовщины. Все пальцы указывают на разводы. Фаррелл и Грэй пишут:

Диктор: "Ослабление контактов сыновей с отцами – неумышленное следствие разводов. Некоторые мальчики после развода живут с отчимами, но две трети остаются без отцов, или видятся с ними изредка – как решит суд или когда удобно матери. И в это время они особенно склонны к депрессии и агрессивному поведению, в школе они часто становятся или хулиганами, или жертвами хулиганов. Для сына возможность общения с отцом значит больше, чем его финансовая поддержка. Более того, само наличие отца очень важно для мальчика. А отец, который заботливо и мудро растит сына, получает в будущем бесценный подарок – родственную душу".

Марина Ефимова: Арли Хохчайлд в обзорной статье "Трудности мужчин" упрекает Фаррела и Грэя в том, что те не принимают во внимание экономические факторы, и приводит цифры, показывающие, что безотцовщина преобладает в семьях с низким доходом. Но и она упускает из виду, что дело, возможно, не в доходах семей, а в моральной атмосфере внутри семьи. И что проблема всё-таки лежит не столько в экономической сфере, сколько в духовной.

В книге "Исцеление от ненависти" Майкл Киммель утверждает, что кризисная ситуация с мальчиками создаёт самую подходящую почву для процветания hate groups – "групп ненависти". Только в южных штатах число таких групп выросло с 780 в 2014 г. до 950 в 2017-м. В списке наиболее заметных – "группы мужского превосходства", вроде "Возвращение королей", "Голоса мужчин".

Киммель пишет:

Диктор: "Большинство членов или бывших членов групп ненависти (не только в Америке, но и в Канаде, Германии, Швеции и Англии) росли без отцов или были жертвами крутых отчимов и материнских "бойфрендов". Почти все эти юноши росли в атмосфере насилия, которая, по словам одного из них, "постоянно держит подростка в состоянии закипающей ярости".

Марина Ефимова: Какие меры по ослаблению мужского кризиса предлагают авторы новых исследований? Как обычно, советы разделены на два лагеря. Консерваторы советуют феминизму попридержать коней. Либералы советуют вкачать в проблему деньги. Фаррел и Грэй советуют прессе героизировать хороших отцов и вообще отцовство. Никаких решительных мер по борьбе с разводами никто не предлагает. Между тем их не становится меньше.

Американская конституция предусматривает право на стремление к счастью, и люди гонятся за ним, сбивая с ног собственных детей.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG